Никто не сделал большие глаза, когда стало понятно, что в Бруклине будет гей-парад. Никто не сделал большие глаза, когда стало понятно, что в Манхеттене пройдет Бессмертный полк. Большие глаза были сделаны тогда, когда стало понятно, что именно в Бруклине – парад, а в Манхеттене – полк. Почему не наоборот-то? –спрашивали люди.
Сначала давайте определимся с терминологией, ибо именно в ее крайней зыбкости сокрыта превалирующая часть этого бардака.
Что такое вообще Брайтон Бич географически? Это улица в южном Бруклине, отстающая от набережной метров на 100 и идущая параллельно. Там русские магазины, рестораны, пара книжных. Брайтон — не набережная, набережная — место тусовок и та часть города, куда ходят туристы и алкоголики. И те, кто не относится ни к той, ни к другой категории (но их гораздо меньше).
Что такое Брайтон Бич ментально? Это идиоматическое выражение, означающее русскоязычное сообщество. Этим выражением пользуются все, кто понимает, о чем речь, и кто не понимает. Это не равно “русскому сообществу”. Являются ли все, кто формально относится к русскоязычному сообществу, жителями Брайтона и прилежащих районов? Нет. И наоборот тоже нет: на Брайтоне живут американцы, мексиканцы, китайцы, итальянцы, русские, украинцы, узбеки, казахи, киргизы и представители всех национальностей бывшего СССР.
Главное – вовремя кивнуть
Я лично видела русскоговорящего мексиканца. Говорят, он тут такой не единственный. “Я много встречался с русскими девушками”, — говорит он. “Он встречался с украинскими девушками, он все перепутал, попробуй заговорить с ним по-украински, сразу все поймешь”. При мне он так напутать может, но при девушках я ему этого делать не советую. В нашем конфликте он не поймет ничего и никогда, зато целее будет. Амиго ни в чем не виноват.
Рич, черный американец гигантских габаритов, говорит мне: “Мои украинские друзья бывают страшно оскорблены, если я называю их русскими. Они говорят, что это не одно и то же, а я соглашаюсь, потому что ничего не понимаю”. Его друзья спрашивают, откуда я: «Из Донбасса? Это зона военного конфликта? О, это в Крыму, да»?
Что общего между русскими и украинскими эмигрантами прошлого и позапрошлого годов? Они понимают русский лучше, чем английский. Огромное их количество работает на стройке. Не у всех из них есть какие-либо американские документы. Что различного в их поведении? У меня один пункт: при внезапной депортации русские в армию попасть не боятся. А украинцы — еще как. Некоторые для того и приезжают, чтобы откосить. Гордо говорят о том, как стояли на Майдане. Логической нестыковки здесь не видят. Если кто видит в этом логическую нестыковку, их сразу называют агентами Кремля.
Вся русскоязычная публика на Брайтоне делится на три тематические части: ватники, укропы и равнодушные. Равнодушные при ближайшем рассмотрении оказывают все-таки больше ватниками или больше укропами, но лично мне попадалось больше ватников (известная в психологии “ошибка изначального предположения”).
В чем лично для меня кроется самый страшный ужас происходящего: тусовки у них (у нас, то есть) — общие, и по-другому здесь не будет. Стоит сказать, что я единственный человек, для которого это — ужас.
Для остальных это нормальное развитие событий.
Нота благодарности узбекскому народу
Бывают ли на набережной драки на политической украино-российской почве? В алкогольной среде — да, почти ежедневно. Полиция на такие события никогда не приезжает, либо приезжает и тут же уезжает. Ей это никогда понятно не будет.
Самым странным сообщением прошлого года на эту тему было: “Тут вчера колорады-узбеки побили местных укропов. Полиция приехала и уехала”.
Бывают ли драки в относительно цивилизованных тусовках? Вызовы на дуэль — бывают (без шуток). Бойкот — бывает. Драк не припомню.
Что для русского американского ватника самое страшное? Если начнут копать его биографию. Что для свидомого американского украинца самое страшное? Если начнут копать его биографию. В первом случае выяснится, что он при случае в Россию ни ногой, во втором — что он сюда по политубежищу приехал, например. Ни дня не работал, всю жизнь на велфере. Или армию косит. Впрочем, одно другому не мешает, свидомый украинец, может, тоже в Россию ни ногой, но в его случае это хотя бы обьяснимо.
В среде относительно цивилизованной заметны как те люди, которые сохранять хорошие отношения предпочитают возможности обрисовать свои политические пристрастия, так и те, кто наоборот.
Для первых политпристрастия не являются поводом прекратить общение, для вторых — являются. Первых в разы больше. Это мейнстрим, у нас как бы демократия.
Потому ли это, что живущий в Америке понятия не имеет о том, что и как там происходит на самом деле, и что там действительно убивают людей? Не-а. У некоторых дети служат в АТО ВСУ, а некоторые там служили сами. Так что представление о реальности здесь довольно четкое: “убивал таких, как вы, и буду убивать” (с). Простите, не могу сдать источник цитаты: пообещала общему другу, сделавшему для меня много хорошего (ситуация проясняется?). “А вот я бы на вас, дончан, ядерную бомбу сбросил” — снова не могу сдать источник цитаты, потому что не знаю, как его зовут. Промолвил, выпил у стойки сто грамм и ушел.
И носки теплые на Майдан таскать люди отсюда специально приезжали, было. И грелки для рук бензиновые.
Как испортить вечеринку
Довольно интересны здесь евреи, поддерживающие Украину (сиречь текущую украинскую политику) и одновременно уверенные в том, что Бандера и Шухевич — нацисты. Этим людям я скорее сочувствую, чем что-то другое: их рвут на части. Те, кто считает что Б. и Ш. — нацисты, автоматически относят своих евреев к ватникам, а те, кто услышал о поддержке Украины — к своим, свидомым. Обе категории молчаливо рассчитывают на поддержку. И обе категории встречаются в одной компании и не разговаривают друг с другом весь вечер. Есть один раввин, так он считает, что Бандеру оклеветал совок — а так-то достойный был человек. Но раввин этот — уникальный случай, справедливости ради. Остальные евреи не понимают, как одно (Бандера) может быть связано с другим (текущая украинская политика). Это я с чистой совестью могу назвать тенденцией.
Первое время для того, чтоб понять, с кем я хотя бы разговариваю, я пыталась задавать человеку наводящий вопрос: откуда ты сюда приехал? Это, оказывается, практически не показатель. Единственное, что можно с натяжкой утверждать — если человек одессит, есть шанс, что он скорее ватник. Если москвич — шанс удваивается. Дончан я знаю троих: равнодушный (в Донецке не был 17 лет), проукраинский либерал (в Донецке не был 15 лет, ненавидит Путина) и я. Негусто.
Последняя антипутинская акция в Нью Йорке проходила осенью 2015 г. После нее были только антитрамповские. Недолго.
Кто нелегал? Я нелегал?
В любой другой стране исповедующего нейтралитет забрасывают камнями первым. В Америке это не работает. Зато у тебя всегда есть парочка друзей, которых нежелательно одновременно приводить на вечеринку и которые до посинения будут тянуть тебя в разные стороны в фейсбуке.
Казалось бы, с натяжкой можно заподозрить, что те люди, которые так сильно “ненавидели этот совок”, что аж уехали — должны четко сохранять свои приоритеты 20 лет спустя. Однако снова нет. Кое-кого в Америке побило посильнее, чем в самом страшном совке. Но здесь у них хоть что-то, а там ничего. Поэтому человек пошел и проголосовал за Трампа (допустим). Который перед выборами пообещал отобрать у него медстраховку.
С Трампом история отдельная. За депортацию нелегалов выступила куча русских бывших нелегалов. Действительно, им-то уже бояться нечего. На тезис «на себя посмотрите» они хором отвечают: как вы можете нас с ними сравнивать?!
Американцы мне кивают, когда я объясняю со своей позиции, что к чему. А потом к ним подходит профессиональный украинец и они тоже кивают: демократия.
Все три категории населяющих Брайтон Бич могли бы быть, конечно, и попринципиальнее. Но тогда у них для общения на русском останется лишь пьяный украиномовный мексиканец. Muchos gracias.
«…но мы туда не ходим» (с)
Телевизор и радио здесь не на нашей стороне, зато на нашей — рынок. От двух русских телеканалов в Нью-Йорке за версту несет неолиберальной мыслью (в плохом смысле этого слова). Почти то же самое можно сказать об одной из трех бруклинских радиостанций, две остальные не в счет, ибо они и вправду совершенно нейтральны. Зато на развалах Брайтон Бич совершенно спокойно раздаютсягеоргиевские ленты, и это настолько в порядке вещей, что об этом факте никто не помнит, пока его не спросят. Зато 9 мая 2016 года кукурузник, пролетающий над океаном, за которым развевалась гигантская георгиевская лента, видели все.
В Манхеттене царит гармония и разнообразие. Там есть как бульвар Тараса Шевченко, на котором живут украинские рестораны, культурный центр и посольство, так и «Русский самовар» (заведение с явным хрустом французской булки, но с шедевральным барельефомПутина в сортире и без примесей всего того, что может испугать ватника), «Uncle Vanya» (тоже ресторан и тоже без всякой подоплеки). Но эти «бизнесы», как тут принято говорить, стартовали еще тогда, когда самых взрослых воинов ВСУ не существовало даже на стадии яйцеклетки. Наш ответ Чемберлену на улицу Тараса Шевченко – улица Сергея Довлатова, хотя все мы знаем, какой вклад он внес в свое время в деятельность радио «Свобода».
Я не знаю, висят ли в украинских ресторанах портреты Бандеры или Порошенко. Мы, ватники, туда ходить боимся. Редактор просил меня написать, почему – так вот, ответа у меня нет. Мы даже не знаем, боимся ли мы. Может, мы банально брезгуем. Почему не смотрим русский либеральный канал в Бруклине – знаем: боимся мутировать.
«А он что там – был???»
И – кульминация этого рассказа – Ленин. Ленина в Манхеттене убрали. Стоял себе не крыше, точно дедушка, кормящий голубей, и вот буквально в конце сентября 2016 года его аккуратно оттуда сняли. Нет, его не крошили молотками. Его не стягивали с постамента за шею веревкой. Цивилизованные ж люди. Его аккуратно связали веревками и переснесли с крыши здания на Норфолк стрит на саму Норфолк стрит. Поближе к зрителю. Кстати, здание частное и называется Red Square. Статуя была установлена в 1994 году ради (нет, я это процитирую!) эстетического эксперимента с символикой. А все, наверное, думали, что самый высокий постамент у Ленина в Донецке, да?
Они не знали
Да. В Манхеттене есть бар с обманчивым названием KGB. Внутри на стенах висят одновременно красные флаги с серпом и молотом и портреты Леси Украинки. Очень быстро, кстати, выясняется, откуда микс: это чисто американское заведение, раз в неделю там проходят вечера американской поэзии, там нет русского языка вообще. И украинского нет. Никакого, кроме английского, там нет. Леся Украинка есть, а украинского – нет! Надо им сказать как-нибудь, на Брайтоне. Вдруг они не в курсе.
Любая советская и коммунистическая символика, майки, плакаты, флаги – все это разрешено к использованию законом. С самой компартией вопрос непростой, но майки здесь никого не волнуют, как и флаг, как и название KGB, как и портреты Сталина (Ленина, Горбачева, кого угодно) в частной коллекции.
Маек с надписью «ДНР» в Бруклине есть две. И обе привезла туда я.
В постоянной экспозиции Музея Современного Искусства в Нью-Йорке есть отдел советского плаката времен ВОВ. 6 мая разрешена к проведению акция «Бессмертный полк».
Если хочется, чтоб коп таки приехал
Фразу, к которой мне хотелось бы вернуться, потому что я сотни раз уже проделывала это мысленно – «убивал и буду убивать» — можно произносить только устно и только если у твоего оппонента нет диктофона. Писать ее в виде смс нельзя. Отправлять на фейсбук – не рекомендуется. Любые устные и письменные угрозы и агрессивные послания быстро меняют выражение лица правоохранителей. Независимо от их политических пристрастий, скорее даже вопреки таковым.
Стекломой тут тоже слово незнакомое. Продавать можно только сертифицированный алкоголь.
Ната Потёмкина
Всё,как у нас в Израиле. Особенно среди евреев выходцев с Украины. И тоже считают УПА и ОУН пособниками нацистов и в тоже поддерживают якобы европейский выбор Украины. Что интересно,в одной компании за столом встречал ватников и укропов,бывшего львовянина и бывшего жителя Горловки,но морды никто никому не бил. Знаю немало бывших дончан,живущих в Израиле. Есть условные «сионисты». То есть те евреи,которые себя считали евреями,Израиль своей страной. Как только стало возможным,ещё при Горбачеве собрали минимум вещей п всей родней уехали на землю обетованую. Сейчас после 25 лет они чувствуют себя израильтянами,их дети уже не говорят по русски или по украински. К нынешним событиям в Украине и на Донбассе подчеркнуто нейтральны. Мол евреи не должны лезть в разборки между славянами. Желают мира на Донецкой земле,но чью то сторону не берут. Украину поддерживают «укропы» как раз насколько я заметил именно либералы,люди гуманитарных профессий,музыканты,учителя или бизнесмены. Почти все из самого Донецка.
За ДНР простые работяги,шахтеры,металлурги,мастера,инженера. И выходцы с Макеевки,Горловки,Краматорска.
Кстати,любовь Шахтеру объединяет и ватников и укропов. Конечно же все понимают,что находясь на Донбассе они могли бы оказаться в разных окопах и убивать друг друга.
Но с другой стороны мы в Израиле,и ватники и укропы как раз таки в одном окопе и для какого нибудь Махмуда из Газы мы все враги и видит он нас только в земле.
Мда… Интересный расклад. Кстати, укропы всех национальностей отчего-то часто либералы и из творческих, так сказать, профессий.
Незабываемый преподаватель, аристократичный Крапивин, оценивая социальную напряжённость и конфликтогенность среди южных и западных славян частенько подчёркивал негативную роль местной интеллигенции. Когда некоторые писатели, пользуясь тем что умеют писать, исподволь распространяли сладковатый душок неприязни к соседям, к людям иного вероисповедания, иных традиций. Мягко указывали на невозможность жизни вместе, услужливо подсовывали в малограмотные мозги радужные перспективы самостоятельности. Это веяние понемногу приползло и к нам. Помните первые листовки, призывающие к выходу Украины из СССР, где Украина была изображена в виде коровы с исполненными страдания глазами а вымя её жадно опустошал худой поросёнок с надписью «Россия» на щетинистом боку? Бывший наш однокурсник, исключённый за неуспеваемость, горячо нашёптывал о райских возможностях Украины без России, обещал что через год в каждом украинском огороде будет гнуть спину оголодавший кацап за стакан молока. Через год, когда с Украины в Россию потянулись сумрачные колонны заробитчан, я предложил бывшему пройтись по пригородным огородам в поисках изголодавшихся москалей. Ничего не ответил мне бывший однокурсник, ушёл с головой в написание псевдонаучных трудов о великой роли УНА — УНСО в создании украинской сверхдержавы от Бреста до Воронежа.
Интеллигенция, особенно либерального толка, она такая…
Знаю я этого однокурсника. Вот такая публика и стала основой майданобесия. А питательная ее среда — малограмотные и скудные на мозг персонажи.