Герой-любовник соцтруда

«Седьмое небо», 1971 год, киностудия «Мосфильм»

Афиша

Режиссер: Эдуард Бочаров

Сценаристы: Эдуард Бочаров, Анатолий Галиев, Михаил Маклярский

Оператор: Тимофей Лебешев

Композитор: Андрей Эшпай

Актёры: Алла Ларионова, Николай Рыбников, Олег Жаков, Леонид Куравлёв, Рита Гладунко, Ольга Сошникова, Станислав Бородокин, Николай Граббе, Нуржуман Ихтымбаев, Олеся Иванова, Николай Сморчков

Что за кино-то?

Советский секс-символ, конечно, мог иметь и лицо героя-любовника. Но непременно героя-любовника социалистического труда. В этом смысле Николай Рыбников был эталоном, лекалом для кройки прочих образов и подобий, населявших полотно киноэкранов СССР. Судьба актера не обидела, он знавал успех и даже массовое восхищение. А рабочие робы, бушлаты и мундиры его персонажей были выкроены из сталеварской вачеги – стало быть, рукавицы – Саши Савченко, встречавшего весну посреди Заречной улицы.

В несколько странноватом фильме «Седьмое небо» (1971) Рыбников явил нам реинкарнацию своего типажа – на этот раз в спецовке донецкого шахтостроителя Ивана Мазаева. Да, он посолиднел, и даже обзавелся пузиком, но остался всем тем же бешеным работягой с мыслями высокого полета. В перерывах между актами создания вертикальных шахтных стволов Иван Сергеевич ищет свой гений чистой красоты и обнаруживает его по случаю в Москве в лице жутко таинственной женщины Ксаны. Ничего имечко, да? Окажись она Оксаной или, допустим, Ксенией – все, не тот фасон, загадочный пеньюар превращается в затрапезный халатик и комплект бигуди.

Героиню фильма исполняет жена Николая Рыбникова по жизни – Алла Ларионова. Не знаю, как там у них все это протекало в быту, но в кино они четко продемонстрировали принцип, мол, не пара, а вот идишь ты… Персонажам уже за сорок, казалось бы, пора решить все проблемы, кроме творческих, и блаженно переживать кризис среднего возраста, но они все мечутся в поисках спутника жизни. Надо сказать, что у Мазаева на то были веские основания: он пережил трагедию и теперь только, спустя значительное время, дозрел для следующих отношений. Касательно Ксаны, на циничный взгляд вашего автора, тут типичный случай, когда тетка с жиру бесится, от безделья. В смысле чего-то хочется, но кого – не знает.

Есть у нее московский поклонник – такой себе столичный пижон в модном костюме, с персональным авто и сутенерскими усиками. Дома у него тусит бомонд, а дамы прикуривают сигаретки прямо от свечей в канделябрах. Симпатяга Леонид Куравлев (еще не Жорж Милославский, не Айсман и не Афоня) в кадре появляется редко, зато на него смотришь всегда с приязнью. Даже если он слегка обалдевает от внезапности и порывистости Ксаны. Та, что-то мне подсказывает, понимает – не для нее этот мужик.

Тут внезапно в жизнь тоскующей москвички влетает шахтостроитель с отбойным молотком романтических амбиций наперевес. Берет вычурную фифу в оборот, тащит на башню. На Останкинскую, в ресторан «Седьмое небо». Не всякое заведение общепита оказывается в названии фильма, так что реклама получилась могучая. Другое дело, что в советские времена она не сильно была нужна. Отпив-отгуляв (интеллигентно, конечно), Мазаев решил рубануть с плеча: станьте-де моей женой. Ксана сначала смотрит на него, как на внезапно заговоривший тапок, отказывает, естественно. А через некоторое время хватает чемодан и модные очки и шурует на юг, навстречу своей судьбе.

Как часто бывало в кино, точное место расположения этого «юга» почему-то не указано. Но когда в кадре начинают мелькать донецкие городские ландшафты и лунные пейзажи с терриконами, невольно смекаешь, что это, нет, не Сочи.

И потом, шахтостроителю больший простор для творчества все же в Донбассе, а не на черноморском побережье. Когда Ксана, вся такая воздушная и к поцелуям зовущая, возникла в нарядной, где Мазаев как раз драл коллектив за допущенный просчет, тот чуть в обморок не рухнул. Мазаев, не коллектив, хотя и последний тоже изумился. И зажили они… Не вполне ладно и, если честно, не счастливо.

Ксана не могла вписаться в донецкие реалии. Никак не получалось у нее взять в толк, чего это муж срывается ночью и летит на шахту, неужели какая-то там прорвавшаяся вода до утра не подождет? По ходу дела кинематографисты дают понять, что гражданка забеременела, потом избавилась от ребенка, добавив Мазаеву не только седины, но, пожалуй, и рубец на сердце.

Словом, я все ждал, когда горняк тумаками погонит эту дуру крашеную из своей биографии. Но тот оказался добрым и терпеливым. Ксана уехала сама. И скатертью ей дорожка. Точка в фильме не поставлена. Троеточие скорее.

Герой Рыбникова, мрачный и дерганый, куда-то летит через Москву с делегацией передовиков. В аэропорту за ним издали наблюдает Ксана, жмакая в ладошках букетик. Все, конец фильма, титры. Возобновление отношений не показано, догадайтесь, мол, сами. Я надеюсь, что у Мазаева хватило сил не превращать остаток своей честной пролетарской жизни в кошмар.

А еще в фильме мелькают два лица, тут же напоминающее о знаменитой шпионской саге с резидентом. Там, правда, они наймиты мировой закулисы, а тут Олег Жаков – заваптекой, пекущийся о Ксане, а Николай Граббе – начальник проходки, репетирующий дома с семьей музыкальные композиции, играя (внимание!) на флейте. Последний образ безумно типичен для горняков Донбасса и ближних окрестностей.

Фишка фильма

В киноленте звучит песня Андрея Эшпая на стихи Леонида Дербенева «Родное сердце» в исполнение Аллы Иошпе. Пронзительная композиция. «Сто дождей пройдет, сто снегов, прежде, чем найдешь ты любовь…» Украшение фильма, в принципе.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

комментария 2

  1. В жизни, к сожалению, Рыбников и Ларионова также были далеки от нормальной семьи. Множество киноисследователей сходятся в одном: домосед Рыбников абсолютно не соответствовал киношному своему образу, был любитель пошуршать по хозяйству, сготовить что — нибудь, с пылесосом наперевес побродить по квартире. Максимум рыбалка в уединённом месте с лопушком на голове, чтобы какой — нибудь пастух не признал и не полез с дурацкими расспросами. Ларионова наоборот страсть как любила шумные застолья, большие компании, флирт и прочую богемную суету. И первую дочку Ларионовой Рыбников воспитывал как свою, а вот приобрела её Ларионова от тогдашнего кумира женщин Ивана Перверзева. Короче говоря, не ахти были у них отношения в семье. Может режиссёр Бочаров и подгадал под эту актёрскую пару почти биографический сценарий.
    А вот шахтёры — флейтисты это действительно смелая новация в кинематографе.

Добавить комментарий