«На окраине, где-то в городе», 1988 год, Ялтинский филиал киностудии имени Горького
Афиша
Режиссер: Валерий Пендраковский
Сценарист: Владислав Романов
Оператор: Гасан Тутунов
Композитор: Эдисон Денисов
Актёры: Александр Ларионов, Андрей Мананников, Антон Шереметьев, Лена Зайцева, Федя Конушкин, Настя Смигельская, Константин Бердиков, Людмила Корюшкина, Валерий Кошелев, Екатерина Фатьянова
Что за кино-то?
Два фильма, и оба сняты в Жданове. Даже почти в одно время, «Маленькая Вера» вышла на экраны в 1988 году, а «На окраине, где-то в городе» – в 1989-м. И тема, почитай, общая, остросоциальная такая. Но первая лента стала символом эпохи, а вторая – единицей хранения на полке «Перестроечная чернуха».
В «Вере», правда, была знаковая постельная сцена, но дело, само собой, не только в этом. А в общем уровне, подходе, режиссерских решениях, актерах. Напустить смога отчаяния в Жданове – не геркулесов подвиг. Но, чтобы сделать это на высоком не только идейном, но еще и художественном уровне, надо творчески попотеть.
Когда деятели искусств позднего социализма сорвались с цепи и стали соревноваться, кто изобразит действительность страшнее и безысходнее, к ним от имени Ялтинского филиала студии Горького присоединился и режиссер Валерий Пендраковский. Он взялся рассказывать о школьных буднях на фоне жесткой жизни в промзоне. Действие стартует от центральной проходной комбината «Азовсталь». Затем следует длиннющий план, на который наложили титры об авторах и исполнителях, где трамвай тарахтит вдоль заводского забора. Предположу, что кинематографисты здесь закладывали не только фон под фамилии артистов, а выводили могучий символ – скажем, трамвай, идущий в никуда. Или в самую мрачную черноту. И ведь не сбежишь – справа забор, слева буераки.
Мне же, так вышло, этот путь вдоль азовстальской стеночки прекрасно знаком. Свой армейский курс молодого бойца, азы и буки, тонкости и экстравагантности бытия воина ПВО я, как уже было чуть раньше говорено, изучал в Жданове. Пикантности ситуации придавал тот факт, что баню в части, равно как и пищеблок, ремонтировали. Есть готовили в полевых кухнях, я даже побывал в наряде истопником. А вот мыться по субботам нас возили в гражданскую баню на Левом берегу, аккурат вдоль помянутого забора. Старослужащие скучали во время транспортировки в грузовике, оттого шалили. Как-то бросили на проезжую часть пару дымовых шашек, остановили движение. Мы, молодые, немало дивились их раскованности.
Один из центральных персонажей фильма – второгодник и лоботряс – находится в сложной семейной обстановке. Мать-буфетчица, выбиваясь из сил, пытается пристроить остатки личной жизни к сколько-нибудь надежному спутнику. Ее попытка номер 4 (это как минимум) – шофер с уголовными наклонностями и опытом пребывания за решеткой. Пасынок ему слабо интересен, разве только как исполнитель поручений сомнительного свойства. Пацан просиживает штаны в 8 классе, регулярно тягает двойки, мать волнуется, чтобы тому хоть тройки ставили, а там – в ПТУ…
В бой за душу и судьбу школьника вступает учитель физики, молодой, передовой, светлый, что твой луч света в темном царстве. Но просто так «трояк» он поставить не может, принципы не позволяют. Педагог жжет свои нервы, тратит время, усилия… Ну, вы понимаете, о чем речь, тема для кино не самая редкая. А тут еще в классе отношения не так просто складываются: комсорг много о себе мнит; первая красотка ищет место в жизни и тяжело разбирается со своими симпатиями; есть дети благополучные, но грань тонка, сделал шаг в сторону – и плохая компания. Где тяжелый рок, легкие наркотики, дешевое вино и такие же девицы. И все, покатился по наклонной. Фильм как бы об этом и предупреждает.
О том, что битва за судьбы – то еще испытание, об этом, конечно, тоже. Во всяком случае мысли урки-водителя, возникшие сразу после того, как он впервые увидел учителя-идеалиста, материализовались. Даже дважды. Малолетние гопники злобно лупят педагога. Сначала обошлось незначительными травмами, зато во второй раз отходили знатно. Не подоспей работяги от заводской проходной, могли и вовсе убить. Или убили даже. Концовка ленты оставляет простор для фантазий самого печального свойства.
Могу сказать, что школьные реалии конца 1980-х я наблюдал с удовольствием. Это же из моей жизни! Дипломаты-мыльницы, шапочки-петушки, коричневые форменные костюмы – все мило и памятно. Даже «Марсельеза», которую распевает со своими подопечными восторженная учительница французского, тоже была в моем случае. Правда, на субботники мы под этот знаменитый гимн не ходили, но учили и не без удовольствия исполняли хором на уроке. Все интересней, чем зубрить пустые тексты.
Венчает кинокартину вид на дымящуюся страшную громаду «Азовстали». Думаю, тут тоже тюбик символизма выдавили. Типа вот же она, бездушная махина, пожирающая человека и человечность. В перестройку этим образом многие киношники грешили. А не дай Бог, стал бы комбинат хоть на время и значительная часть полумиллионного города осталась бы без куска хлеба – вот тогда бы поумничали.
Фишка фильма
По ходу картины в кадре мелькают самые разные характерные части Жданова. Скажем, монументальные декоративные панно на фасаде ДК «Искра» вообще тяжело с чем-то спутать. По сюжету в этом здание крутят кино, собираются всякие специфические элементы – от неформалов с гитарами до мелкого жулья с бильярдными шарами и пивом, замаскированным под лимонад. Кто не в курсе, в самом разгаре была битва за трезвый образ жизни, которую, заметим, зеленый змий выиграл за явным преимуществом.
MARMAZOV.RU