Есть фразы настолько отточенные и до того вовремя сказанные, что их и в разряд крылатых-то выражений не вполне отнесешь. Потому как, они больше, шире, глубже, масштабней. И последствия после их произнесения серьезней. Или для автора, или для страны, для науки, для человечества, или для всех вместе взятых – это уже как сложится.
В давние времена, как почитаешь высказывания замечательных мыслителей прошлого, так что ни фраза звучала, то готовый афоризм и руководство к действию. Да, не всегда можно точно определить, действительно ли исторический персонаж говорил такое или это ему приписали выдумщики-исследователи многими веками позже. Но тут главное, чтобы вырисовывался целостный образ, чтобы бил в тему и монтировался непосредственно с сильной фразой.
Скажем, понятия не имею, бурчал ли когда-нибудь Галилео Галилей себе под нос о том, что «и все-таки она вертится». Но принято считать, что было такое. И сразу получается из него не конформист и отступник от собственных идей, а непреклонный, но и гибкий, хитрый борец за идею. Который, кстати, избежал костра. Чем выгодно отличается от Джордано Бруно. Тот ведь был непреклонен и прямолинеен… В общем, каждый выбирает свой путь.
А вот выражение, о котором сегодня речь пойдет, задокументирована стопроцентно точно. Известно кто ее сказал, по какому поводу и что из этого получилось. Кстати, у данного высказывания сегодня почтенный юбилей – 110 лет.
10 мая (23 по новому стилю) 1907 года председатель российского Совета министров Пётр Столыпин выступал перед депутатами Государственной Думы. Его речь была посвящена быту крестьян и вопросам собственности. Между прочим, тема серьезная. А для страны в значительной степени аграрной, так еще и явно ощущающей тревожную политическую ситуацию, и вовсе важнейшая.
Столыпин напомнил о своем опыте в деле землеустройства, сказал о том, что многим странам на решение подобных вопросов понадобились десятилетия, отверг радикализм политических оппонентов и, по сути, призвал к конкретике и взвешенности в действиях. Изюминкой же выступления Петра Аркадьевича стала хрестоматийная фраза: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!» Это самое известное высказывание Столыпина, тут даже и не спорьте. А уж сколько раз по всевозможным поводам оно цитировалась, так никто и сосчитать не сможет.
Важный момент! Обратили внимание, когда это было сказано? 1907 год. Россию еще лихорадило после неудачной войны с Японией, революционных событий 1905 года… Какая там Великая Россия? По сути, Столыпин вводил в обращение новый тренд, обозначал перспективные задачи, повышал самооценку нации… В 1911 году его застрелили в Киеве в городском театре во время спектакля «Сказка о царе Салтане».
Разумеется, убит Пётр Аркадьевич был не за фразу о Великой России, но за его работу, обширную реформаторскую деятельность, суть которой была обозначена емким предложением. Не все были согласны с премьером. Не всем была нужна Великая Россия.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 23 мая 2017 года
Стрелял господин Богров именно в Столыпина, несмотря на присутствие рядом государя — императора. Потому как осознанно готовили убийцу для уничтожения премьера — реформатора, представлявшего большую опасность для всяких политических авантюристов. Узнав национальность убийцы, умирающий Столыпин просил не допустить погромов, что и было сделано.
На суде убийца Столыпина вёл себя непринуждённо. Когда его спросил судья, понимает — ли он что за своё деяние будет повешен, Богров, сдерживая зевоту пояснил присутствующим что ему абсолютно всё равно, съест он ещё два тысячи котлет или не съест. Два одинаковых, казалось бы, человека и какие разные цели в жизни.
Действительно. С одной стороны — Великая Россия. С другой — котлеты…