Невероятные маршруты отцов наших букв

24 мая – это ведь День славянской письменности. Праздник даже большие и лучший, нежели нам это видится в круговерти мирской суеты. Событие, как не говори, первостатейное, сильнейшее. Язык, звуки, буквы – суть души народной. Если враг замыслил поразить в самое естество, в главный центр силы нацию, куда бьёт? В язык! Не в том, который во рту. А в тот, который в душе, в мозгу и подсознании, в книгах, священных и не очень писаниях, в картинку в твоем букваре…

Собственно, чего я размениваю? Сами прекрасно все понимаете. А как наш язык, письменность, оформленный в четкий ряд символов мировоззренческий принцип враг всегда пыжился, тужился, да и сейчас пытается уничтожить и вытравить? Это же уму непостижимо, до чего они настырны в своих жалких амбициях искоренить русский язык, да и над прочими славянскими языками надругаться. Не случайно же, верно?

Но, где День славянской письменности, там всегда есть святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Равноапостольные! То есть, Апостолам равные. Как князь Владимир Креститель, княгиня Ольга, Константин Великий и его мать Елена, Савва Сербский, Нина Грузинская… Люди, крестившие народы, несшие веру Христову сквозь буреломы и мрак язычества, равные Апостолам ровно так же, как и отцы нашей письменности. Знак равенства высшего порядка.

Кстати, мы-то привыкли всегда говорить о Кирилле и Мефодии. Но в церковной традиции братья стоят в обратном порядке – Мефодий и Кирилл. Мефодий был и старше, и выше по сану, епископ. Но, правда, считается, что в дело создания славянской письменности Кирилл внес больший вклад, хотя, где мерило? Непременно надо сказать, что Кириллом Кирилл пробыл меньше двух недель. В миру он был Константином, но перед самой смертью принял схиму и новое монашеское имя, с которым и увековечил свои деяния. Оттого у нас сегодня патриарх Кирилл, а не, например, Константин.

А теперь о просторах и сложных маршрутах Святых. Кирилл Львович и Мефодий Львович (папу их звали Львом) родились в Солуни. В Салониках, если по-современному. Нынешняя Греция.

Сделаю малое отступление. Как-то в Ньоне, швейцарском городишке, основанном, на всякий случай Гаем Юлием Цезарем, увидел я в краеведческом музее занятный интерактив. Задаешь две точки, скажем, Ньон и некую позицию античной Европы, допустим, Рим или, например, Лютецию (Париж). И смотришь, сколько туда надо было тогда идти пешком, ехать на муле, на коне, на верблюде, на слоне. Невероятно интересно. Сразу начинаешь смекать, до чего же в древности все было иначе, длинно. Уф! Очень даже длинно.

В IX веке Кирилла и Мефодия ситуация разнилась не так уж сильно. Не случилось еще существенной транспортной революции. А из Салоников братья подались в Рим и Константинополь. Но это ладно, рядом, считай. Несли слово Божье в Моравии и Паннонии, в Болгарии. Были в Корсуни, в смысле, в Херсонесе, где обрели мощи Папы Римского Климента, а это наш православный святой. Исполнили миссию в Хазарии, где пытались убедить кагана в истинности христианской веры. Не вышло, так уж Господь наказал Хазарию.

Посмотрите на карту, оцените расстояния и прикиньте, что это такое было в то время. Никак не утомительные 3 часа в самолете, а потом и еще 40 минут на машине. А еще поймите, что дорога не была главной целью Кирилла и Мефодия. Они несли слово Божье, проповедовали, просвещали, творили, например, фундамент и принципы славянских языков. И у них все получилось. Потому как, главный маршрут им был начертан Господом нашим. Нет пути важнее.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 24 мая 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий