В принципе, умей корабли видеть сны, у «Авроры» они наверняка были бы бурными и увлекательными. Скажем, крейсеру вполне мог пригрезиться сквозь дрему последний Российский император Николай II с супругой Александрой Федоровной и тещей Марией Федоровной. Все эти августейшие особы прибыли, чтобы лично засвидетельствовать свое почтение новому судну, спускаемому на воду в Санкт-Петербурге.
Случилось это 11 (24) мая 1900 года. На «Авроре» был поднят штандарт Его Величества и началась полноценная биография боевого корабля. Надо сказать, что Николай II вообще очень скрупулезно участвовал в судьбе этого крейсера Балтийского флота. Имя ему тоже лично придумал в 1897 году. Точнее, не придумал, конечно, не царское это дело, но выбрал из 11, предложенных ему на рассмотрение.
А уже через 17 лет «Аврора» поучаствовала в судьбе монарха. Разумеется, будем помнить, что от власти Николая II устранили не большевики, а либералы и масоны из Временного правительства. Но, когда тем пришлось ретироваться с вершины российской власти, сменили их действительно большевики. И церемониться они, как вы понимаете, с императором на стали.
«Авроре» же судьба отвела роль самого яркого и узнаваемого символа Великой Октябрьской социалистической революции. Холостой выстрел её бакового орудия стал сигналом к штурму Зимнего дворца, где как раз притаилось Временное правительство. Правда, идея была даже и не столько сигнализировать таким громким образом, а скорее припугнуть защитников дворца. Между прочим, если бы те не дрогнули, то совершенно не исключен был обстрел сооружения, известного теперь как один и выдающихся музеев мира Эрмитаж, «Авророй» и артиллерией Петропавловской крепости. Обошлось без этого, Зимний взяли штурмом и наступила новая эпоха в отечественной истории.
Примечательно, что с 1900 по 1917 год «Аврора» несла самую что ни на есть обычную боевую службу. Постоянно находилась в походах по Балтике и Средиземному морю, участвовала в русско-японской войне (не самой удачной для России, правда), была задействована в операциях Первой мировой… Словом, нормальный героический крейсер. А то, что ему довелось превратиться в некий символ, так это просто превосходно. Много ли сохранилось кораблей такого класса, возраста и с таким послужным списком? Специально я этот вопрос не изучал, но допускаю, что и вовсе не сохранилось.
«Аврора» же вот она, стоит на вечном рейде. После недавнего капитального ремонта и тюнинга выглядит едва ли не лучше, чем в юности. Бесценный исторический экспонат.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 24 мая 2017 года