Работать с архивными документами и подшивками старых газет – это, доложу вам, занятие из интереснейших. Правда, в виде хобби таким заниматься не у всякого получается, у исследователей разве что. Зато перед ними открываются грандиозные просторы для наблюдений. Что характерно, зачастую интересный фактаж, курьезные заметки, знаковые картинки, показательные объявления попадаются случайно. В смысле, когда перелопачиваешь огромный пласт бумаг, вероятность намыть что-то любопытное возрастает многократно.
Когда-то, в юные еще годы, мне посчастливилось заниматься историческими исследованиями. Причем, речь шла о примечательном периоде: несколько лет до и несколько лет после 1917 года. И сам это важный для отечественной истории год, разумеется, тоже попадал в поле зрения.
В архивах посидеть пришлось изрядно, в библиотеках увесистые, пропитанные пылью веков подшивки потаскать тоже довелось тоннами. Это было здорово и очень поучительно.
Скажем, ничто так не характеризует переломную суть эпохи, как газеты и документация властных органов. Причем, не обязательно и содержание, а даже и бумага.
Например, какими бы сложными для Российской империи не были годы Первой мировой, но газеты выходили регулярно, как и полагается, журналы тоже.
Революция внесла свои коррективы. Суровые, надо заметить. Как минимум, сразу ощущаешь, что новой власти пришлось работать в условиях жесткого дефицита. Но и жгучее желание выполнить поставленные задачи тоже следует констатировать.
На чем только не печатались пролетарские газеты! Например, видел я издания на какой-то жуткой сине-зеленой толстой оберточной бумаге, на которой и буквы-то попробуй рассмотри. Или, например, на конфетных обертках. Не на маленьких фантиках, понятно. Листами распечатали этикетки, а разрезать не успели. Отлично пригодилось на новом этапе развития общества… Замечательно, что сюжет на обертках был с загадками. И отгадками. Чтобы ребятню завлекать, дореволюционную. Например: «Сам худ, голова с пуд». И ответ: «Безмен». Маркетинг времен последних Романовых!
И тон заметок, понятно, общий стиль подачи до и после революции разнились исключительно. Я, скажем, не мог отделаться от ощущения, что печатные издания как-то в миг повзрослели. Только писали о каких-то благоглупостях… Типа, о двух купцах, которые повздорили, решили учинить поединок на яйцах. Куриных, разумеется. Заперлись в зале и «бомбардировали» друг друга час или больше. Потом выпили мировую и успокоились. Или забавные для нашего глаза рекламы публиковали, объявления от девиц, ищущих смысл жизни, любовь и спутника жизни… Как вдруг: искореним, разрушим, построим, отстоим, отвоюем, заставим… И так далее.
Бумага терпеливо донесла сведение о коренных переменах в обществе до нас, далеких потомков, не вполне и представляющих, что же это были за такие времена революционные.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 7 июня 2017 года