Если в ближайшее время вам доведется воспользоваться таким прекрасным видом городского транспорта, как трамвай, сделайте это с особым чувством и почтением. Потому как, имеете дело с уважаемым юбиляром.
125 лет тому назад, 13 июня 1892 года, Россия твердо стала на рельсы, включила электричество и покатила, позвякивая колокольчиком вагоновожатого.
Понятно, были у электрического трамвая предшественники, типа, конки или даже самоходного вагона на паровом ходу. Но это ведь все не то. Свое законное почетное место в чертогах общественного транспорта занял именно электрический трамвай.
Он удобен, сейчас бы мы сказали, что экологичен, хотя в позапрошлом веке до этого мало кому было дело, так еще и рентабелен. Во всяком случае, первый трамвай Российской империи окупился буквально за год.
Да! Важно сказать, что для дебюта этой научно-технической новинки в России избрали вовсе не столицу. Первый электрический трамвай колесил по губернскому городу Киев. Почему именно там? Вот этого не знаю. Так решили и все тут.
Вагон и двигатель были импортными. Причем, серьезных марок. «Пульман» и «Сименс» тогда являлись первыми и самыми могучими фирмами в этом сегменте рынка. Собственно, и сейчас они задних тоже не пасут.
Киевский запуск трамвая получился всем хорош. Явно надо было нечто подобное затеивать и в других городах империи. Так и сделали, но неспешно.
Следующее электрическое чудо появилось в Нижнем Новгороде в 1896 году, затем в Екатеринославе и Елисаветграде в 1897, в Курске, Витебске, Орле и Севастополе в 1898. До Москвы трамвай добрался только в 1899. А Санкт-Петербург, как вы понимаете, столица, обзавелся электротранспортом в 1907 году. Питер занял место лишь в конце третьего десятка российских городов, испытавших радость езды на трамвае.
К тому моменту этот надежный, хотя и прямолинейный вид транспорта, плотно вошел в обиход и даже в фольклор. А уж фраза «не трамвай, объедет» стала в чем-то даже афористичной. Многое может уступить дорогу, но только не трамвай.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 13 июня 2017 года