Кастинг царских невест

А ведь мы как-то свысока смотрим на царей, королей, императоров разных. Мол, все-то они могут, а вот так, чтобы по любви найти спутницу жизни или спутника – нет! И сразу себя чувствуем куда более свободными в действиях, самодостаточными, круче коронованных особ, что ли. Хотя бы по одному показателю.

При этом, а вот подумать, где цесаревич какой-нибудь мог найти свою любовь? Замкнутая жизнь хором – та еще площадка для большого и чистого чувства. А в библиотеки, в кино, в университет, на танцы даже в соседний дворец потенциальные самодержцы, или действующие, но холостые или вдовые, выбирались не часто. В европах эта тема сыздавна решалась проще. Интересы династий превыше всего. Для другого существуют фрейлины, фавориты и все такое. Нет, на наших просторах тоже не без шалостей обходилось. Но, когда речь шла о выборе царицы… Это было серьезно.

Дело в том, что на каком-то этапе наши государи не женились на иностранках. Достойную же девицы из собственных земель попробуй еще отыщи. Ну, чтобы соответствовала всевозможным параметрам. И тогда на выручку приходил старый, добрый, византийский способ. Смотр невест! Предтеча всех конкурсов красоты в мире, программы «Холостяк» и всяких там «Выйти замуж за миллионера». С этапами, кошмарными интригами и, да, призами.

Что идея пришла из Византии, было очень кстати. Русь не чуралась брать оттуда всякие полезные начинания. Там первый, из известных по сохранившимся источникам, смотров соискательниц трона и сиятельного ложа датировался VIII веком. Императрица Ирина так подобрала супругу своему сыну Константину.

Девиц отсматривали по всей империи специально обученные люди, Внимание обращали на милый внешний вид, понятно, на рост, размер ноги и головы. Не спрашивайте меня, какими должны были являться эти параметры, не знаю. Нога, надо понимать, маленькая. Ну, не видел я музеях мира обувь знатных дам прошлого впечатляющего размера. И вот голова… Какая она должна быть у царицы? Не под корону же искали… Хотя… Тогда Ирина выбрала сыну армянку из не самого знатного рода, зато красивую и добродетельную. Еще двух из привезенных в Константинополь 13 соискательниц взяли в жены знатные царедворцы, а остальным красоткам вручили дары, чтобы не обижались, и отправили по домам. Между прочим, именно смотром невест объясняется тот факт, что на византийском престоле возникали дамы из глухих провинций.

На Руси была похожая ситуация. Нередко в царицы попадали представительницы захудалых родов. Некоторые фамилии начинали от венца свое головокружительное восхождение, а многие гибли. Близость к короне – опасное соседство.

Смотр невест на Руси практиковался, надо понимать, с Василия III до времен Петра I. Первый император всероссийский стал на немок посматривать, да и вообще, внес в брачную и прочую, надо заметить, тоже жизнь своей страны известное разнообразие. Но целый ряд царей искали свое счастье именно что в ходе многоступенчатых, замысловатых кастингов. Иван IV, который Грозный, трижды так жен находил. И всякий раз относительно удачно.

Принцип поиска будущей царицы был примерно таким. На места отправлялись указания по поиску достойных девиц. Понятно, задавались параметры, как и в византийском случае. Наши предки догадывались о том, что наследственность – не пустой звук. Предпочтение отдавалось барышням, в чьих семьях в традиции было иметь множество детей. Болезни пап-мам тоже изучались, а как же? То, что соискательница должна являться девственницей – это само собой. На завершающих этапах этот факт должен был удостоверить консилиум бабок-повитух.

Победительницы региональных конкурсов свозились в столицу. На всероссийский финал. Мда.. Прямая ассоциация с современными конкурсами красоты – победительнице достается корона. Правда, настоящая.

Финалисток могло быть довольно много. Рассказывают, что на третьи смотрины для Ивана Грозного таковых набралось под 2000. Девиц селили в обширных палатах. Причем, вплоть до 12 коек на помещение приходилось. Общага для будущих цариц… Смотр длился долго. А никто ведь никуда и не спешил. Постепенно претенденток становилось меньше, меньше, пока не оставалась только одна.

Трогательно выглядит пикантная особенность смотра для царя Алексея Михайловича, как раз, когда он выбрал Наталью Кирилловну Нарышкину, матушку Петра Великого. Отобранные к тому моменту 60 девиц где-то полгода жили во дворце. А царь (он готовился к своему второму браку) за это время два десятка раз обходил ночами покои. Рассматривал спящих девиц. Наталья Кирилловна смотрела сны красивее и содержательнее прочих.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 18 июня 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий