Когда я был мал, был дитя, неподалеку от дома родителей, через дорогу буквально, находился небольшой, но уютный кинотеатр «Победа». По сути, наш домашний кинотеатр. Не в современном понимании, когда прямо посреди квартиры стоит супер установка с роскошным качеством изображения и звуком. Нет! Времена были простые, даже в чем-то общинные. Когда привозили новый фильм, весь двор снимался и шел в «Победу».
Но, случалось, что привозили фильмы старые. Классические. И это тоже было важное событие. Так я, в сопровождении отца, страстного ценителя кино, впервые увидел «Золотую лихорадку» с несравненным Чарли Чаплином.
Не скрою, я был потрясен. Весь фильм переживал за Маленького Бродягу (откуда мне было знать, что этот образ, выдуманный Чаплином, давно вошел в хрестоматии кинематографа?), ухохатывался над уморительными трюками и был удовлетворен прекрасной концовкой. Бродяга нашел золото и любовь. Уверен, жили они потом долго и счастливо…
Всю дорогу домой я возбужденно пересказывал полюбившиеся эпизоды. Как будто отец их не видел… «Папа, а как он его… Тот ему как дал… А этому показалось, что Чарли – курица…» Отец снисходительно улыбался и поддерживал мою наивную болтовню.
Понятно, что мне было невдомек, что, скорее всего, мы смотрели самую позднюю версию монтажа «Золотой лихорадки». Один из лучших фильмов, снятых Чарльзом Спенсером Чаплином, долго не опускал своего создателя. Первый вариант, представленный голливудской публике 26 июня 1925 года, кроился и склеивался чуть не 3 десятка раз. Чаплин пытался добиться идеального течения сюжета.
Фильм был без звука. Как и любой другой в ту пору. Это же была эпоха «великого немого», черно-белая картинка и тапёр в зале… Выразительности следовало добиться исключительно за счет визуальных эффектов.
Работа была проделана колоссальная. Для одной только сцены, когда через перевал идет нескончаемая вереница золотоискателей, наняли 2,5 тысячи бродяг. Они отличались от героя Чаплина тем, что были самыми настоящими считающимися в поисках приключений нищебродами. Много экспериментировали, чтобы создать правдоподобный снег в кадре. Павильонные сцены снимали по 25 дублей. Но, конечно, залогом успеха фильма стала шедевральная игра и режиссура Чарли Чаплина.
Кстати, это единственная его лента, созданная в точной привязке к сценарию. В остальных картинах большую часть действа занимала импровизация. Так что, все, что зритель наблюдает на экране, было придумано и выстроено заранее.
В «Золотой лихорадке» есть несколько кадров, которые самым натуральным образом вошли в сокровищницу кино. Скажем, когда оголодавшие старатели поедают ботинок – просто шедевр. То, как Маленький Бродяга смачно обсасывает гвоздики из подметки и уплетает шнурки, точно это спагетти – дорогого стоит. Это было и смешно, и трагично одновременно. А я все добивался от отца, из чего же киношники сделали такую съедобную обувь? Папа что-то на ходу придумал, он большой мастер на такие фантазии. Я и поверил, конечно.
Еще был великолепный танец Чаплина с булочками. Сцены в городке старателей и на приисках. И кульминация всего действа – пароход, роскошь, разбогатевшие золотоискатели наслаждаются жизнью. А Маленький Бродяга встречает женщину своей мечты, по которой он вздыхал всю картину, но та как-то вяло на него реагировала, теперь же пересмотрела свое отношение… Хеппи-энд.
Немая кинолента имела оглушительный успех. Но потом появилось звуковое кино. И Чаплин совершил в чем-то героический поступок. Он решил переделать свой легендарный фильм. Риск заключался в том, что лучшее очень часто – враг хорошего. Чаплин так не считал, 75 лет тому назад, в 1942 году он перемонтировал пленку, добавил музыку Чайковского, Брамса, Римского-Корсакова и свой авторский текст за кадром. «Золотая лихорадка» вышла на новый виток успеха. Между прочим, фильм 1942 года получил пару Оскаров.
Но технологии не стояли на месте. В 1956 году Чарли Чаплин снова перекроил картину, убрал кое-какие эпизоды, чтобы действие выглядело динамичней… Это была завершающая вариация на тему «Золотой лихорадки». К счастью, красить черно-белые ленты тогда еще не научились. Иначе, не сомневаюсь ни на секунду, Чаплин еще бы и цветным фильм сделал. Такой уж неугомонный был мастер.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 26 июня 2017 года