Лето 1957 года в Москве было напряженным. Советская столица принимала Международный фестиваль молодежи и студентов. Событие огромного политического значения должно было пройти на высочайшем идейном и художественном уровне.
А зарубежных гостей, которые 60 лет тому назад, пожалуй, впервые в таком громадном количестве прибывали в СССР, следовало впечатлить. Что было построено, создано, заготовлено по такому поводу – это отдельная история. Но в таком глобальном мероприятии, каким был Фестиваль, важна была эффектная концовка.
Для чего была выбрана песня «Подмосковные вечера». С этого момента композиция получила планетарную известность. Не так и много найдется советских песен так широко известных за рубежом – факт!
Но этому действительно громкому успеху предшествовала история совершенно иного характера. Началось-то все по сути с халтуры, небольшой подработки. Правда, перепала она мастерам своего дела.
В 1955 году готовили к выпуску документальный фильм о Спартакиаде народов РСФСР. Чтобы не получилась совсем уж тоска смертная, на последнем этапе надумали включить в ленту какую-нибудь песню. Лирическую, например. Заказ сделали поэту Михаила Матусовскому и композитору Василию Соловьеву-Седому.
Те взялись за это дело именно потому, что не хотели упустить гонорар. Но время было дачное, работать не хотелось категорически… Соловьев-Седой достал из закромов одну свою мелодию. Написал как-то, да она ему и самому не сильно понравилась. А тут, после небольшой доработки, пригодилась.
Матусовский на скорую руку сочинил стихи. Получилась неказистая композиция под названием «Ленинградские вечера». Но поскольку в документальном фильме о спорте все происходило на фоне Москвы, поэт, не мудрствуя, заменил «ленинградские» на «подмосковные».
Заказчику песня жутко не понравилась. Причем, как-то комплексно, ни слова, ни мелодия. Но времени не было, сроки сдачи документальной ленты поджимали. На неудачную, так считали уже даже и сами авторы, песню махнули рукой. Пусть-де звучит. В конце концов, кто там будет этот фильм о Спартакиаде смотреть?
Исполнить «Вечера» пригласили популярного Марка Бернеса. Тот песню высмеял и отказался марать свое светлое певческое имя таким безобразием. Тогда пригласили Владимира Трошина, который, надо сказать, был драматическим актером. То есть, не певцом даже. И «Подмосковные вечера» прославили его, а заодно и Матусовского с Соловьевым-Седым.
Документальный фильм действительно мелькнул, считай, никем не замеченный. Но песня оттуда попала на радио. А в ту пору значение репродуктора в каждой квартире, избе и в цеху в рабочий полдень трудно было переоценить.
В комитет по радиовещанию тоннами пошли письма с благодарностями и решительными требованиями почаще «крутить» такую замечательную песню. Словом, когда возник вопрос о музыкальной визитке Фестиваля-57, и сомнений-то особых не было, конечно же, только «Подмосковные вечера».
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 30 июня 2017 года