Художника, как известно, обидеть может каждый. Причем, именно это часто и норовят проделать черствые и бездушные потребители, высказывания претензий, допустим, к картинам, занижая цену за заказанные работы… Как с этим бороться?
Ответ на этот вопрос был известен одному чрезвычайно талантливому человеку. Скорее всего, потому, что проектов у него в жизни было много, а тратить время на пустопорожнее общение с публикой, слабо понимающей в искусстве, вовсе не хотелось.
Звали нашего героя Владимир Фаворский. Русский и советский художник, виртуозный портретист, мастер графики, ксилографии, сценограф, теоретик искусства и педагог, и прочая, прочая, прочая. На всякий случай скажу, что еще и кавалер креста Святого Георгия IV степени, привезенного им с румынского фронта Первой мировой.
Многие и идеи и начинания Фаворского были по-настоящему революционны. Скажем, разработанные им шрифты, подходы к оформлению книг, философские трактовки классических и актуальных образов потрясают своей свежестью и оригинальностью решений.
Но художник ведь – это не только радость творчества, но еще и жесткая необходимость зарабатывать на кусок хлеба. Владимир Андреевич писал полотна и на заказ. Причем, в историю он вошел в качестве непревзойденного виртуоза завершающей беседы с клиентом. В принципе, это было ноу-хау Фаворского. Он рисовал в уголке картины странную желтую собачку, нелепую такую, явно ни к селу, ни к городу…
Заказчик, понятно, не мог не заметить эту вопиющую деталь композиции. Впав в ступор, затем он приходил в себя и начинал настаивать, мол, уберите это животное, почтенный. Владимир Фаворский краснел от праведного гнева, он-де художник, он так видит. Без собачки будет не полотно, а сплошное безобразие. И вообще, собачка – его фирменный знак, талисман, не говоря о том, что она просто хороша собой. Доходило до скандала.
Когда кипение страстей достигало опасной отметки, Фаворский обреченно соглашался убрать собачку. Клиент же вздыхал с облегчением. До других деталей полотна никакого дела ему уже не было.
Фаворский не без оснований считал, что время, потраченное на сценку с собачкой, экономило куда более значительные часы, которые пришлось бы отвести на выслушивание нудных пожеланий клиентов и, тем паче, на воплощение их капризов в жизнь. Любопытно, что ни разу желтая собачка не подвела. А найдись хоть один дальновидный заказчик, так он бы приобрел бесценный экземпляр с бессметной маркетинговой выдумкой Фаворского.
В более позднее время, надо заметить, продвинутые деятели искусства использовали технологию желтой собачки. Не буквально, конечно, а творчески переосмыслив. Самый знаменитый случай связан с культовой кинокартиной Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». В конце действия режиссер разместил кадры с чем-то наподобие ядерного взрыва. Ошалевшая приемная комиссия в эпизод, разумеется, вцепилась. Гайдай яростно отбивался, но уступил. Остальная лента была принята относительно легко.
Материал Жени Таубе опубликован сайтом «СЖС» 6 июля 2017 года