В июле 1099 года рыцари Первого крестового похода взяли Иерусалим. Давненько это, конечно, было. Но событие получилось столь знаменитое и важное, что вспоминается до сих пор.
Потом крестовых походов было достаточно, но далеко не каждый из них завершался таким триумфом. И, конечно, дебютный выход крестоносцев на Ближний Восток заложил некоторые традиции, знаковые моменты. Что и понятно, для тех отчаянных парней все было впервые и вновь, а последователям ничего не оставалось, как брать пример с пионеров.
Справедливости ради, скажем, что объявлен-то Первый крестовый поход был еще в 1095 году. Так что, 4 года понадобилось на доведения проекта до логического завершения.
Первый этап продвижения крестоносной Европы в сторону Иерусалима получился абсолютно диким и возмутительным. Он вошел в историю под названием Крестового похода бедноты. От 100 до 300 тысяч голодранцев со всего континента, ведомые обнищавшими рыцарями, авантюристами и фанатичными проповедниками двинулись в путь, сметая по дороге все, грабя и убивая, мародерствуя, не щадя никого, включая христиан, церкви и монастыри.
Итог получился закономерным. В ближневосточных песках, под ударами хорошо вооруженных и обученных басурман нашли свою смерть десятки тысяч человек. В принципе, мало кому удалось унести ноги.
Нелепые ошибки были учтены следующим потоком крестоносцев. Это были уже опытные воины с дружинами. Правда, по дороге они тоже пошаливали, зато были куда более дисциплинированы, обучены и не лишены тяги к благородным жестам, ставшими потом каноническими принципами рыцарского поведения.
Более всех в этом смысле прославился Годфруа де Бульон (он же Готфрид Бульонский), лотарингский герцог. В принципе, он был одним из идейных вдохновителей и лидеров похода. И, как уже я намекал чуть выше, законодателем рыцарской моды.
Скажем, как-то его войска осадили мусульманскую крепость и настоятельно порекомендовали местному султану сдаться на милость победителей, вместе с подданными, разумеется, чадами и домочадцами. Тот еще не понял, что за беда пришла к нему под стены, и отправил к Годфриду своих представителей, с собственной туфлей в шкатулке.
Мол, пусть все неверные ее облобызают и попросят о пощаде. А он подумает, достойны ли они такой султанской милости. Годфруа де Бульон обалдел от этакой наглости, снял с руки латную печатку, а это солидное сооружение, запустил, под одобрительное ржание своей свиты, в физиономию послу. И султану просил передать, чтобы тот поцеловал его перчатку и приготовился к смерти. Крестоносцы смели крепость с лица земли. А обычай вызывать противника на поединок при помощи перчатки стал хрестоматийным.
А еще Годфрид, даже после ранений, продолжал путь на коне. Ссылаясь на то, что Христос терпел и нам велел. Такой являл всем пример мужества и жертвенности. Когда Иерусалим был взят, войска требовали, чтобы де Бульон короновался. Но он ответил, что негоже надевать корону в месте, где на Спасителе был терновый венец. И ограничился званием «защитника Гроба Господня», выше которого, в принципе-то, и нет.
Правил в Иерусалиме Годфрид недолго. Преставился 18 июля 1100 года. То ли в бою, то ли на больничной койке от холеры, у историков трактовки разные. Причем, спросите, здесь Бульон? А это так замок рыцаря назывался. Он и сейчас сохранился в Арденнах. Связи с отваром из мяса или, скажем, рыбы – никакой. Или, во всяком случае, она очень отдаленная.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 16 июля 2017 года