18 июля сего года в еженедельном журнале «Советский спорт – Футбол» вышло интервью Любоша Михела, которое я подготовил и уже неоднократно анонсировал. На сайте «Совспорта» материал тоже есть: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/992861
Что любопытно, журнальная версия слегка отличается от сайтовой. А оба этих материала чуть-чуть разнятся с первоначальной авторской интерпретацией. Дело в том, что в «Советском спорте» принято обращаться к собеседнику на «вы». Во всяком случае, так это выглядит в публикациях. Но мы с Любошем общающиеся чинно и благородно, как будто только что познакомились – это выглядит несколько неестественно. Я попробовал было объехать традиции «Советского спорта»… Ничего не вышло.
Текст отредактировали, немножко сократили. Кстати, получилось хорошо, солидно. Но я-то проповедую слегка легкомысленный, вольный стиль изложения. Потому предлагаю вашему вниманию авторский, самый полный вариант. Но, если вдруг кто хочет, то выше есть ссылка на причесанную версию. А ниже расположен журнальный разворот. Словом, что больше нравится, тем и пользуйтесь.
Знаю, что во время интервью надо бы говорить собеседнику «вы». Но, пожалуйста, не требуйте от меня этого в данном случае. С Любошем Михелом, судьей ФИФА, за спиной которого работа на матчах высшей пробы, включая финал Лиги чемпионов в Москве в 2008 году, мы знакомы давно, много лет работали вместе в донецком «Шахтёре». С некоторых наших футбольных приключений до сих пор не снят гриф секретности. И как это мы можем быть на «вы»? Уж простите… Когда украинский кризис и война стали рушить привычный мирный уклад, мы оба ушли из «Шахтёра», я на вольные журналистские хлеба, а Любош подался в Греции, где стал важным человеком в клубе ПАОК (Салоники). С этого и начнем нашу сегодняшнюю беседу.
Президент никогда не доволен
— Любош, дружище, чем ты занят в Греции? Каков круг твоих обязанностей в ПАОК?
— Член совета директоров, спортивный директор, вице-президент. Все что касается спортивной жизни клуба – это моя тема. Академия, трансферы, первая команда, молодежь, аренды и так далее.
— А я читал, что ты президент.
— Был такой момент. Мне не очень понравилось. Представь, каждый день на подпись приносят гору бумаг, еще и на греческом. Это не мое. Я сосредоточился на спортивной составляющей. А президентом клуба стал его владелец Иван Саввиди.
— Я так понимаю, ПОАК прошлый сезон может занести себе в актив?
— В принципе, да. После перерыва в 14 лет команда выиграла трофей – Кубок Греции. ПАОК – это большой клуб, у него много болельщиков. И люди долго ждали такую победу. Был праздником для всего города. В 4 утра команда приехала к Белой башне, есть в Салониках такая достопримечательность, нас ждали 7-8 тысяч болельщиков. Спонтанные торжества всегда впечатляют, они искренние. Кроме того, ПАОК отстал от «Олимпиакоса» только на 3 очка, в Лиге Европы мы вышли из группы… Самое же главное, что ПАОК возродил игру, которая нравится трибунам. Болельщики довольны.
— А президент клуба?
— Президент никогда не доволен полностью. Наверное, пока не будет выиграно чемпионство или, скажем, Лига Европы… Цели у него максимальные.
— Так это здорово, когда у владельца клуба есть амбиции.
— Для Саввиди ПАОК – это его личная любовь. Он успешный предприниматель, один из очень уважаемых российских бизнесменов. Теперь хочет вывести на высокий уровень клуб, который много лет страдал. Главная сила ПАОК – болельщики по всему миру, не только в Греции, но и в Австралии, Америке, Германии. Думаю, больше миллиона человека. У клуба перед ними большая ответственность. Саввиди воспринимает только победы. И для команды делает все, условия созданы великолепные.
— Тебе не привыкать работать с президентом клуба, для которого существуют только первые места. Ринат Ахметов в «Шахтёре» был точно таким.
— Вот когда стану старше, пойду на пенсию, найду себе маленький клуб со скромными задачами, где и 9 место считается успехом…
— В это я не верю. Ты не такой!
— Когда мне будет за 60.
— Греческий футбол, если сравнивать его с футболом украинским, российским, чем отличается?
— Два главных момента – это болельщики и пресса. Они имеют огромное влияние. В одних только Салониках 5-6 крупных сайтов, пишущих о футболе. В Греции выходит 6-7 ежедневных спортивных газет, где 80% места отводится футболу. За новостями только успевай следить.
— И все достоверные?
— Сейчас время трансферов и я каждый день нахожу в интернете фамилии игроков, который якобы уже в ПАОК. А я, спортивный директор, впервые их вижу.
— А как болельщики влияют?
— Они очень помогают клубу. Но могу от избытка чувств и создать проблемы. В финале Кубка у нас были драки между болельщиками… ПАОК теперь наказан, несколько матчей придется провести с пустыми трибунами. Болельщики безумно любят команду, но эмоции слишком быстро выходят из-под контроля. Таков греческий темперамент.
— Что скажешь о судействе?
— Можно не комментировать? Просто меня уже 4 раза штрафовали из-за моих высказываний в адрес судей.
— Та ладно? Ты же самый сдержанный человек, которого я вообще знаю.
— Отсюда можно все понять. Я мирный человек, но не всегда получается терпеть. Это большая проблема греческого футбола. Нет равного отношения ко всем клубам. Каждый пусть понимает это по-своему.
Луческу без работы заболеет
— Ты в ПАОК уже слегка соприкасался с российским футболом. Я имею в виду переход Роберта Мака в «Зенит». Был тогда в Санкт-Петербурге, виделся с Мирчей Луческу?
— Все решилось в телефонном режиме. Пока мне сделали визу, трансфер состоялся. А теперь, и снова по телефону, решили вопрос по тому же самом игроку. Он вернулся в ПАОК на год в аренду.
— А чего так? Мне он как раз понравился.
— Проблема заключается в лимите на легионеров в России. Нужно быть крайне важным игроком, чтобы получать 100% игровой практики. А в «Зените» сильная конкуренция.
— Вопрос, который в последнее время мне часто задавали. Почему у Луческу не получилось в «Зените»?
— Основная сложность в том, что «Зенит» переживает трансформацию состава. Скажем, такие исполнители, как Данни, уже утратили свой былой уровень, нужны новые игроки, которым необходимо время на адаптацию. Если бы Мистер остался еще на год, все бы у него получилось. Моуриньо, кстати, говорит, что и у него команда всегда сильнее во втором сезоне. Тренеру надо давать время. Кстати, я бы не стал категорично утверждать, что у Луческу не получилось.
— Но золотые медали не выиграли, в Лигу чемпионов не попали.
— Да, но в России сильный чемпионат. «Спартак» в этом году показал отличную игру. «Зенит» занял третье место, но не с таким отрывом, чтобы можно было говорить о провале. Нормальное спортивное явление.
— Зато Мистер запомнился тем, что на пресс-конференциях, как он это вообще умеет, «пихал» и судьям, и журналистам, и всем на свете…
— Мистера не поменяешь. Такой он есть, со своими плюсами и минусами, с эмоциями.
— Мистер ушел из «Зенита» и, мне кажется, впервые в своей биографии получил творческий отпуск…
— Дней 10 тому назад мы с ним разговаривали. Говорит, что такая ситуация у него впервые за 30 лет. Расставание с «Зенитом» случилось поздно, когда все клубы уже были с наставниками. Мистер сказал, что на данный момент нет свободной команды его уровня, которую он хотел бы возглавить. Думаю, очень скоро он найдет себе клуб. В мире футбола Луческу – это фирменный знак. В творческом отпуске я Мистера не очень представляю. Его последняя песня далеко не спета.
— Я тоже не представляю его на даче или за домино.
— Мистер без работы заболеет. Ему нужно трудиться.
— Какие у тебя приоритеты в Чемпионате России?
— Я смотрю игры, хотя и не очень часто. Понимаешь, у меня же сейчас конкретные задачи. А пригласить игрока из России в Грецию сложно. Уровень зарплат слишком разный. Пока был Луческу, конечно, просматривал из интереса матчи «Зенита». Всегда любопытно наблюдать ЦСКА, «Спартак». «Ростов» смотрел, он хороший футбол демонстрирует. Но тех футболистов, которые нам нравятся, привезти из России в Грецию практически невозможно.
У каждой эпохи своя красота
— Наверняка ты смотрел Кубок Конфедераций. Как показался уровень игр, организация?
— Картинка великолепная. Очень красивые стадионы. Об остальных оргвопросах судить не берусь, не видел в непосредственно близости, как все было сделано. Я находился у телевизора.
— На этом турнире впервые применялись судейские новации, наподобие видеоповторов…
— Я обеими руками за новые технологии, которые помогают судьям принимать правильные решения. И опробовать их надо на подобных турнирах. Но и ФИФА признает, что до совершенства еще далеко. Мы с вами наблюдали эксперимент, который, кроме всего, вскрыл и проблемные ситуации. В кабинете можно нарисовать самую красивую схему, но ее надо опробовать в деле. Между прочим, Греция хочет в своем чемпионате использовать такие технологии.
— Очень интересно. Расскажи.
— Есть идея пользоваться видеоповторами. Причем, Иван Саввиди взялся спонсировать проект. Это должно стать одной из мер, призванных помочь чистому судейству в греческом футболе.
— Да, тебе-то судить было сложнее. Надежда только на себя и ассистентов. Теперь совсем другое дело, подсказки со всех сторон.
— Каждая эпоха имеет свою красоту. Люди жили без мобильных телефонов и нормально себя чувствовали. Сейчас телефон есть у каждого. Это может лучше, может хуже… Но технологии врываются в нашу жизнь. Главное не перегнуть палку. Чтобы судья не выходил на поле с мыслью, что сейчас все за него сделают, увидят, подскажут, поправят. Технологии должны помогать, а уж как их участие в игре будет дозироваться, за это отвечают люди из ФИФА. У них есть время, возможности, эксперты.
— На всемирных футбольных форумах, случается, что судейство прилично уступает по уровню командам на поле…
— Есть такая проблема. Это уже политический вопрос. Ставится задача вызвать судей из всех конфедераций. И получается, что приезжают парни, скажем, из Вануату. Да они, может быть, вообще впервые оказываются на стадионе в 60 тысяч зрителей. Из аматорского футбола сразу на ТОП-уровень. За это ФИФА часто критикуют, мол, на финальные состязания надо брать лучших, а не по территориальной принадлежности. Но ФИФА – это не только спортивная, но и политическая организация. Думаю, концепция приглашения судей пока не изменится.
— Кубок Конфедерации был выигран сборной Германией вторым составом…
— Это показывает уровень немецкого футбола. Там даже во второй лиге на стадионы приходят десятки тысяч болельщиков. Отлично поставлена работа с молодежью. Вкладываются деньги. Футбол стал привлекательным продуктом. Словом, считаю, что сборная Германии будет фаворитом и на Чемпионате мира-2018.
— Скажи, а ты скучаешь по судейству?
— Честно, нет. Стараюсь смотреть вперед, не живу воспоминаниями. У меня нет дома музея с развешенными футболками. Нет ностальгии. Кто знает, может когда-нибудь на пенсии напишу книгу, или стану пересматривать газеты, отчеты о больших играх. Но сейчас живу тем, что есть. Тем более, вопросы, которыми я сегодня занимаюсь в футболе, гораздо обширней, требуют более креативного подхода. А что судья? От воскресенья до воскресенья готовишься к матчу. Пришел, отсудил и все.
MARMAZOV.RU