80 лет тому назад взгляды всего человечества, во всяком случае, значительной его части, были прикованы к Парижу. С мая по ноябрь (оценили продолжительность действа?) 1937 года там проходила Всемирная выставка.
Страны и народы, а всего было представлено 47 флагов, размашисто потрясали друг друга наработками в области науки, техники, искусства. Даже сегодня, когда изучаешь картинки с выставки, диву даешься, до чего серьезно подходили люди к тщеславным, если уж честно, моментам. Что кому хотели доказать? Но что-то хотели.
Понятно, что и сейчас различные там выставки «Экспо» намекают на выдающиеся возможности участников. Только теперь времена более рациональные, павильоны, например, легко и технологично собираются из удобных материалов, и также скоро разбираются и увозятся с площадок. В 1937 году было иначе. В центре Парижа вырос, если угодно, еще один город. Вполне себе стационарный, монументальный даже.
Павильоны возводились, как будто на века. А эпицентром действия стало архитектурное, идеологическое, техническое, да какое угодно другое противостояние СССР и Германии. По сути, это же был пролог грядущего, причем очень скоро, столкновения двух систем, вплоть до самой страшной в истории человечества войн.
Разумеется, устроители выставки нечто такое предчувствовали, просто еще не понимали, что грядущие события прокатятся танковыми гусеницами и по ним самим, и по красивому городу Парижу тоже. Но пока они с удовольствием подогревали интригу, расположив павильоны Советского Союза и Германии, точно напротив друг друга.
Самый знаменитый ракурс со Всемирной выставки 1937 года — эти две циклопические постройки, а между ними ажурная Эйфелева башня, как символ хрупкости мироздания.
Немцы камень и металл для своей постройки везли из Германии, сотнями вагонов, это было принципиально. Матерая громада в эстетике Третьего Рейха, увенчанная орлом на свастике, возвышалась над всем комплексом экспозиции.
Советский павильон, тоже, надо заметить, могучий и мускулистый, пусть и чуть ниже по высоте, брал динамичностью композиции. А скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» дерзко устремляла серп и молот по направлению к орлу. Собственно, этот образ стал провидческим, в чем земная цивилизация убедилась уже в 40-е годы минувшего века.
Все остальные павильоны, не смотря на старания стран-участниц, на фоне немецкого и советского памятников эпохе, смотрелись чем-то вроде кордебалета, при всем к ним уважении, разумеется.
Но не только самим помещением и их убранством отличились советские мастера. Представленные ими экспонаты собрали коллекцию из 250 наград. В том числе, 95 гран-при. Причем, отмечены были самые разные достижения советского народного хозяйства: паровоз «Иосиф Сталин», фильм «Чапаев», станции метро «Сокольники» и «Кропоткинская», трактор Сталинградского завода и так далее.
Когда выставка завершилась, «Рабочего и колхозницу» разобрали и привезли в Москву. Сегодня каждый может увидеть их на ВДНХ. А куда делся орел с фашистского павильона, этого я не знаю. И, если честно, не очень-то интересно. Скорее всего, улетел на свалку истории.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 7 августа 2017 года