В Москве есть «Музей военной формы», созданный Российским военно-историческим обществом. Интереснейшее место, где хранятся десятки ценных, а порой и просто уникальных экспонатов.
Все они подлинные, после реставрации потрясают своим идеальным видом. Настоящим же украшением коллекции служат головные уборы, принадлежавшие русским царям Петру III, Александру I и Николаю I.
Причем, если у первых двух самодержцев шляпы, то гардероб Николая Павловича представлен роскошной каской, которая заслуживает особых слов. Император разработал ее лично и, по сути дела, в этом вопросе на какое-то время стал законодателем европейской и мировой даже моды.
Николай I долго работал над защитным головным убором, отвечавшим его представлениям о красоте военной экипировки, требованиям безопасности и российским традициям. За основу был взят старорусский шлем с шишаком. Но, разумеется, по-дизайнерски его изрядно доработали, прислушиваясь к эстетическим требованиям времени.
Каска, сделанная из специальной толстой кожи и снабженная металлическими частями, получилась очень эффектной. Козырьки сзади и спереди, чешуйчатая подбородочная лямка, верхушка в форме «пылающей гренады» (гранаты, в смысле).
Макушка, разумеется, была в каске самым броским и оригинальным элементом. Её снабдили отверстиями для вентилирования головы в жару. В свое время туда крепились плюмажи из конских хвостов или перьев, делавшие каску особенно нарядной. Шишак мог сменяться державным двуглавым орлом, именно в таком головном уборе Николай I изображен на своем знаменитом конном памятнике в Санкт-Петербурге.
Царь, будучи очень недурным рисовальщиком, сам разрабатывал эскизы. Но, понятно, ему помогали соответствующие специалисты, например, генерал и художник, ветеран войны 1812 года Лев Киль. Пробовались различные варианты решений, время шло. И получилось так, что каска, разработанная русским царем, впервые была взята на вооружение не в России.
В 1837 году у Николая Павловича гостил прусский принц Карл. Император возьми и подари гостю опытный образец. А тот пришел в дикий восторг и стал активно лоббировать введение такого дивного головного убора в прусской армии.
Когда королем стал брат Карла Фридрих Вильгельм IV, тот отдал приказ, чтобы прусские военные переоделись в «русские каски». Правда, версия, разработанная Николаем I, была несколько видоизменена. Скажем, верхушку заострили. Но стиль, конечно, вполне узнаваем.
Прусская армия водрузила себе на головы творение русского царя в 1842 году. В России новая каска была введена двумя годами позже. Она, кстати, так и называется «русская каска образца 1844 года».
Предложенные августейшим дизайнером решения повлияли на каски Швеции, Норвегии, Португалии, ряда стран Латинской Америки, колониальные и полицейские шлемы англичан, головные уборы пожарных едва ли не всего мира. А в германских землях «русская каска» стала, чуть ли не самым знаменитым символом прусского милитаризма.
Отсюда и ошибочное мнение, мол, каска немецкая, а россияне взяли ее и себе тоже. Полная чушь! Все было с точностью до наоборот.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 11 августа 2017 года