С некоторых пор, так уж вышло, меня по касательной задевает тема российского футбола. Мои московские друзья к этому, разумеется, причастны. У них есть свои симпатии, они болеют за соответствующие клубы, переживают и щедро делятся со мной футбольными эмоциями.
Пару дней тому назад ЦСКА играл на выезде со швейцарской командой «Янг Бойз». Кстати, «кони» выиграли, фортуна была явно на их стороне. В конце игры футболист бернской команды в невероятной манере запустил мяч в собственные ворота. Гол оказался единственным в матче. Но сейчас не об этом.
В сети публика, не без удовольствия, понятно, елозит тему одной швейцарской газеты, которая, поместив отчет об игре, снабдила ЦСКА эмблемой московского «Спартака». Учитывая, сколь непросты отношения этих московских клубов, момент приобрел отдельную пикантность. В России, понятно.
Болельщики радостно ржут, подкалывают друг друга. Я тоже не удержался, слегка позубоскалил. Прав, при этом вспомнил и случай из собственной биографии. Бывает такое, на всякого мудреца довольно простоты. Сейчас расскажу.
Произошло это в 2006 году. Донецкий «Шахтёр», в котором в ту пору я трудился начальником пресс-службы, играл в Лиге чемпионов с «Валенсией». Как полагается, кроме тысячи прочих пунктов, связанных с матчем, мы готовили традиционную программку. Старались, само собой, изо всех сил.
На последней странице этого мини-журнала к игре, к этому, не побоюсь слова, либретто предстоящего спектакля, размещались списки игроков, заявленных для участия в поединке. Их мы снабжали эмблемами клубов.
А предыдущая встреча у «горняков» была с греческим «Олимпиакосом». И к ней пресс-служба тоже делала программку. Работы у нас хватало, и всевозможной. Общий ритм трудового дня всегда был близок к авралу. Что, разумеется, никак не является алиби для той ошибки, которая была допущена.
Понятно, что верстальщики сохраняли шаблон предыдущих программ и на них накладывали актуальные тексты и картинки. Кто же с нуля начинает каждый следующий проект? Естественно, что все макеты неоднократно проверялись, правились… Даже сегодня, когда прошло больше 10 лет, вот убейте, не понимаю, как вообще такое могло получиться. Мистика!
В общем, когда пачки свежеотпечатанных программок накануне матча привезли из типографии, случился шок. На последней станице над составом «Валенсии» гордо красовалась эмблема «Олимпиакоса». «Это залет, воин!» — сказали бы в таком случае в армии. И были бы правы. Наступил самый момент впасть в отчаяние. Времени на перепечатывание тиража не было. Впереди маячил международный скандал. А если и не международный? Все равно, страшный удар по профессиональному самолюбию.
Тем более, и внутри клуба, и в прилегающих структурах, а таме паче в лагере идеологических оппонентов, хватало людей доброжелательных, можно сказать, деликатных, которые, конечно же, из всякого промаха коллеги умело составляли натуральную катастрофу, создавали завихрения якобы общественного мнения. Стадионом «Олимпийский», на котором тогда выступал «Шахтёр», руководил некий Геннадий Степанович. Персонаж огромного размера… Как бы сказать-то? Гигантского размера сострадания и гуманности, наверное, так. Ему в руки попал бракованный экземпляр. И радости директора спортсооружения не было предела.
Но нам-то, что было делать с этим провалом? Решение, хотя бы какое-то, а на самом деле, единственно верное, внес на обсуждение фотограф пресс-службы Валера Дудуш. Сказался его опыт и образное мышление. Он предложил напечатать соответствующий тираж маленьких наклеек. С эмблемой «Валенсии». Так и сделали. Распечатали оперативно. А потом бросили все имеющиеся у нас силы на заклеивание лого греков символом испанцев.
У меня лично осадок все равно остался неприятный. Ну как же… Не усмотрел, допустил прокол. Тем не менее, проблема была решена с минимальными потерями.
Утром дня игры проходит так называемый «митинг». Совещание по-нашему, с участием представителей клубов, УЕФА, всяких служб. Мы туда программки приносили, как бы, презентовали свою продукцию.
Директор стадиона схватил в руки брошюрку со сладострастием. Думаю, он всю ночь готовился, как будет на публике, международной, кстати, каленым железом выжигать непрофессиональный подход пресс-службы к своим функциональным обязанностям.
Но его ждало жестокое разочарование. Он уже было хотел кому-то с подхихикиванием показать наш позор, а там эмблема «Валенсии»! Вздохнул тяжко: «Мда… Быстро ожеребились!» Так и сказал. Настроение его было безнадежно испорчено.
Швейцарским газетчикам, понятно, сложнее. Птичка улетела, место прогорело. Впрочем, не думаю, что они сильно парились по поводу своего промаха. Подумаешь, перепутали эмблемы каких-то двух русских клубов. Их читатели это легко перенесут.
MARMAZOV.RU