Смело можете считать крылатое кинематографическое выражение, вынесенное в заголовок, руководством к действию. Повод, как говорится, есть и даже не один.
Во-первых, пора отмечать 870-летие столицы. Во-вторых, в этом году исполнилось 35 лет с момента, как Михаил Казаков завершил съемки одного из самых популярных московских фильмов «Покровские ворота».
Не знаю, согласитесь ли вы со мной, но я считаю эту ленту настоящим шедевром. Фильм весь пронизан остроумием и теплыми чувствами к столице, да и к эпохе конца 50-х годов.
Сценарий закручен вокруг обитателей одной коммунальной квартиры. Какие сочные собраны типажи, что за страсти кипят в этом «аквариуме»! А регулирует все не по годам развитой озорной студент-историк (кроме того, дамский угодник и временами моралист) Костик. Лучшая роль юного и неизвестного 1982 году Олега Меньшикова.
Кстати, только что вышел на экраны «жутик» «Гоголь. Начало». Там Меньшиков, изрядно постаревший, маститый, тоже играет. Причем передает своеобразный привет своей юности и «Покровским воротам». Разумеется, при помощи фразы «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?»
Кроме Меньшикова в свои «Ворота» Михаил Казаков собрал великолепный состав актеров. Обаятельный куплетист-выпивоха Аркадий Велюров (Леонид Броневой), странный треугольник Маргарита Павловна – Хоботов – Савва Игнатьевич (Инна Ульянова – Анатолий Равикович – Виктор Борцов), поэт Соев с супругой (Евгений Моргунов – Наталья Крачковская) и прочие, и прочие персонажи – все они изумительны. При распределении ролей Казаков не допустил ни единой ошибки.
А вот когда говорят, мол, фильм только чудом вышел на экраны (а говорят, эти высказывания вы найдете, считай, в каждом журналистском материале о «Покровских воротах»), я не соглашаюсь. Наоборот, все складывалось так, чтобы картина была и снята, и посмотрена широкой публикой, которая в нее влюбилась.
Якобы Михаилу Козакову поставили условия, что если он сыграет Феликса Дзержинского, то ему разрешат экранизацию «Ворот». И что? Лучшего Дзержинского, чем Казаков в советском кино и не было. За эту роль он целый ворох премий получил. Елена Коренева, сыгравшая медсестру Людочку, возлюбленную Хоботова, вышла замуж за американца и уехала за кордон. Над фильмом нависла опасность, тогда подобные вещи не приветствовались. Но страну возглавил Юрий Андропов, считавший, что сейчас как никогда нужны добротные комедийные фильмы, и киноленте был дан «зеленый свет». В общем, препятствия исчезали, не успев возникнуть…
А Москва в «Покровских воротах» показана с большой нежностью. По сути дела, город является главным действующим лицом постановки.
Материал опубликован сайтом «СЖС» 8 сентября 2017 года