Собачья жизнь крупным планом

«Я люблю», 1936 год, студия «Украинфильм»

Афиша

Режиссер: Леонид Луков

Сценарист: Александр Авдеенко

Оператор: Иван Шеккер

Композитор: Иван Шишов

Художник: Мориц Уманский

Актеры: Александр Чистяков, Иван Чувелев, Даниил Введенский, Владимир Гардин, Наталья Ужвий, Вера Шершнёва, Александр Антонов, Гуля Королёва, Федя Левицкий.

Что за кино-то?

Такие взрослые мы все сейчас в XXI веке, вне зависимости от возраста, сил просто нет. Мудрые, всезнающие! Свысока смотрим на кино 1930-х годов: наивное оно, и прямолинейное, и лубочное. А еще можем снисхождение выказать, дескать, терпимо для того-то дремучего времени. Ясно, технологии вперед мчатся. Не сложно, имея технику завтрашнего дня и навороченных спецов, снять какую-нибудь компьютерную сказку вроде последних «Звездных войн». Дорого, понятно, трудоемко, но реально. А тогда с жалкой камеришкой, фонарем, фанерной декорацией, но, правда, и с талантом, заставляли зрителя плакать, смеяться, думать.

В 1936 году на экраны СССР вышел первый игровой фильм о Донбассе. Картиной «Я люблю» маэстро Леонид Луков открыл свой впечатляющий донецкий цикл. Больше и круче него никто о наших краях кино не снимал. Классик – вот он кто есть.

Сюжет этой, не побоюсь затертой фразы, оптимистической трагедии разворачивался в дореволюционном Донбассе. Все было обставлено крайне сурово, даже для не самого солнечного Лукова. Такой мрак и безнадега, что оторопь берет даже. Может, конечно дело в том, что изначально имелся дерзкий проект замахнуться на трилогию. В первой части – беспросветность шахтерской Собачеевки (прототип нашли в Горловке). Во второй – гражданская война и жертвенные боевые подвиги горняков. В третьей – счастье социалистического Донбасса, нежащегося в ярких лучах стахановского движения. Но ограничились лишь эпизодом номер один. На разгон эмоциональных тучек серий не выделили. Режиссер потом публично признавал, мол, да, переборщил с темными красками. Зато разжевывать не пришлось, сразу ясно: при царе рабочему жилось туго.

В центре повествования – судьба одного семейства. Отец – старик Никанор преклонных для того времени, мафусаиловских 50 годов, бородища лопатой, взгляд из-под надбровного валика жесткий, 30 лет оттарабанил в забое – это вам не хаханьки. Силищей обладал циклопической. «В урожайный год родился», – говорит он в кино, любовно рассматривая пудовый кулак; если кого колошматил, мужики восхищались: «По-губернаторски!». Нрав имел отчаянный, все хотел горбом заработать лучшую долю. Сын Остап попытался судьбу обскакать на кривой козе и заходил вьюном вокруг приказчика, чтобы тот его на руководящую работу продвинул. Поил мерзавца, мелочь какую-то в карман сыпал. А тот наобещал с три короба, «раков одних на 32 копейки слопал, сволочь» и пошел заниматься привычным делом: злоупотреблять служебным положением и блудодействовать. Очередную девицу уламывает на непотребства и, стервец такой, и вещает: «А характер у меня офицерский, добрый». Каков гусар?

Никанор выпросил у хозяина шахты теса, соорудил халабуду, с которой стартовал поселок Собачеевка (собирательный образ всех наших Собачевок, Нахаловок и Шанхаев). Ежели по фильму судить, один в один бразильская фавела: нищета, абсурд и коррупция. Но за бревна и ласковое начальственное слово, а также за баснословный полтинник с упряжки пошел дед на страшный участок, еще и других примером поманил. Там его обвалом и шибануло. Не насмерть, но серьезно. Никанор рвался в шахту, отказывался от товарищеской помощи, типа не станет побираться, совсем себя извел и умом окончательно и бесповоротно тронулся.
Остап помечтал о кренделях небесных, собрался было усы отпускать («для серьезности полагается»), обрисовал жене перспективу покупки нового полушубка «рублей за 5, и даже с полтиной», но вместо повышения вылетел с работы пробкой. Прицепом пошел за батей, который от горького отчаяния своего стал куролесить и на хозяина кидаться. Кому такое понравится? Понятно, выхватил от жандармов по первое число. Итог: работы нет, денег нет, детей кормить нечем и пожаловаться некому. Горе горькое, в общем и целом.

А тут кстати, откуда не возьмись, объявляется сосед социал-демократической наружности и подозрительных речей, давай-де с нами, у нас организация. Да и деваться особо некуда: «вот если бы в Египет тебе податься, так и там небось…» В общем, подготовленный зритель сразу смекал, что иной дороги, кроме тропы в революцию, у Остапа нет и не намечается. Это же наука, братцы, марксизм!

Эндшпиль у фильма лихой. Никанор помирает, ухи просит… Нет, не ухи, конечно, а, на удивление, лимон. Внучка, которую, между прочим, играет Гуля Королева (та самая, о которой книжка «Четвертая высота»), бежит к приказчику – больше взять не у кого. Тот начинает вокруг нее сальности разводить, косыночку шелковую китайскую повязывает, лимон достает, ага. Получает по морде, остается без сладкого. Внучка летит в свою халупу с лимоном, а дед уже отошел. Остап видит косынку, дочке хрясь по сопатке: «Шлюха!..» Простота нравов неописуемая! Пошли деда хоронить, навстречу хозяин на дрожках. Остап на него наорал, из экипажа в грязь спровадил. А сын его, Остапа-то – не смотри, что малец, – шипит буржую: «Вот я подрасту, обязательно убью тебя». И понимаешь: «Непременно убьет, раз пообещал». Титры: «Конец фильма». И ведь такое романтическое название ленты было…

Тем не менее 9 мая 1936 года состоялась премьера, с экранов на страну глянули выразительнейшие персонажи (крупные планы получились гениальные), зазвучала непременная для Лукова мелодия про молодого коногона, посыпались сочные фразы («у парней жизнь легкая», «гудок заводской, точный»). Это и был день рождения кино о Донбассе.

Фишка фильма

В принципе, их несколько. Это тебе и первый советский фильм на донбасскую тематику. И концептуальная работа маэстро Леонида Лукова, уроженца Мариуполя и вдохновенного певца былей и небылиц Донбасса. Но я намерен о Гуле Королевой сказать, которая сыграла юную, но решительную внучку горняка. В моем детстве, в нашем классе, во всяком случае, она была героиней невероятного масштаба. Учительница так сумела преподать нам по книге Елены Ильиной «Четвертая высота» образ этой героини Великой Отечественной войны, отдавшей жизнь в бою в какие-то 20 лет, что мы честно недоумевали, что посмертно ее наградили «всего-то» орденом Красного Знамени, а не представили к званию Героя Советского Союза. Такие уж мы были подрастающие максималисты. Там же в книге говорилось, что до войны, в детском совсем еще возрасте, Марионелла (настоящее имя Гули) Королева играла в фильмах. Кто бы мог тогда подумать, что она, оказывается, еще и в историю кино Донбасса вошла.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий