За первое десятилетие после Великой Октябрьской социалистической революции, много чего случилось. Страна, например, трансформировалась до неузнаваемости, Гражданская война отгремела, СССР появился… А еще возникла настоятельная необходимость все это переосмыслить, причем, творчески. В том числе, и в кино.
К 10-летию революционных событий задумали снять фильм, причем, масштабный, под стать всемирно историческому значению самого 1917 года. Режиссуру поручили Сергей Эйзенштейну, уже маститому, прославившемуся с «Броненосцем «Потемкиным». Помогал ему Григорий Александров, который только еще готовился стать классиком отечественной кинокомедии.
С одной стороны, возможностей для воплощения в жизнь творческих замыслов у Эйзенштейна было великое множество. Учитывая особое значение фильма, съемочной группе предоставили сколько угодно пленки, разрешили снимать в Зимнем дворце, а для массовых сцен использовать войска. Но, с другой стороны, режиссер попадал в специфическую «вилку».
Хотелось-то ему соответствовать собственному имиджу – авангардист кино и, считай, гений. Однако картина непременно должна была получиться идеологически выверенной.
Кроме того, Сергей Эйзенштейн вынужден был принять на себя груз первопроходца. Скажем, до него никто не снимал актера в роли вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Который к тому моменту уже стал фигурой культовой, идеальной, безупречной и даже успевшей застыть в виде многочисленных памятников.
Учтите, фильм был немой. Стало быть, всю мощь личности Ленина предстояло продемонстрировать пластикой движений, мимикой. Эйзенштейн сделал акцент на портретном сходстве исторической персоны и исполнителя. В любом ином случае, никогда в жизни в главной роли, да еще и в такой значительной политически важной постановке, не снялся бы рабочий с цементного завода. Классического пролетария Василия Никандрова, которого природа наделила ленинской внешностью, лишь слегка загримировали, да фирменную лысину увеличили при помощи бритвы. И он стал первым в кино Ильичом.
Заметим, что актерский опыт Никандрова ограничивался участием в театральном кружке и съемкой в массовке. Он отчаянно жестикулировал, пытаясь в кадре сойти за Ленина. Получалось скверно, пародийно, но таким уж вышел этот первый блин ленинианы.
Набор поз, характерных для вождя, предложенный зрителям Василием Никандровым, пошел в тираж. Исполнители роли Ленина в следующих фильмах часто опирались на постановку Эйзенштейна, считая её канонической и чуть ли не документальной.
Никандров был не единственным любителем-двойником, привлеченным для эпохальной съемки. Земляка и политического оппонента Ленина Александра Керенского (об этих симбирских парнях, кстати, можно почитать вот здесь: https://marmazov.ru/5197-zemlyak-zemlyaka-nenavidit-navernyaka) играл некий студент Николай Попов. Роль Троцкого исполнил смахивающий на Льва Давидовича стоматолог. Впрочем, пока фильм вышел в прокат, ситуация изменилась, все фрагменты с Троцким оттуда вырезали. Зато консультант киноленты видный большевик Николай Подвойский сыграл сам себя…
К 10-летию революции постановка Сергея Эйзенштейна не поспела. Многое пришлось переделывать. На экраны она вышла только в 1928 году. В советском прокате лента демонстрировалась под лаконичным названием «Октябрь», а за рубежом зрители познали этот фильм, как «Десять дней, которые потрясли мир».
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 27 сентября 2017 года