Царь, поломавший систему

Персона последнего русского императора Николая Александровича – неоднозначна, трагична, жертвенна. Этот исторический деятель многие годы вызывает жаркие дискуссии, полярные оценки. А уж в год векового юбилея революционных событий, Николай II обсуждаем активней, чем когда бы то ни было. Понятно, что хватает спекуляций, очернительства, имеются и примеры излишней идеализации монарха.

Здесь приводится только один взгляд на проблему. Возможно, спорный. Впрочем, выглядящий достаточно реалистично. Причем, речь идет даже и не просто о конкретном русском царе. А о государственной системе, которая рухнула, вместе с его отречением от престола.

Этот поворотный момент российской истории трактуется тоже крайне разнообразно. От «как он мог допустить такую слабость» до «царя вынудили предатели и обстоятельства». Чем руководствовался на самом деле Николай Романов, знал только он. Мы можем только предполагать. Но, пожалуй, главную ошибку, которую монарх совершил – это нарушение законов Российской империи.

Дело в том, что со времен императора Павла I отречение самодержца от престола было невозможным, как таковое. Не предусматривалась такая юридическая норма. И это не случайно. Павел пытался предотвратить на перспективу неразбериху в вопросах престолонаследования.

И уж, конечно, никоим образом Николая II не имел оснований сменить во главе государства его брат великий князь Михаил Александрович. При соответствующих раскладах, следующим российским монархом мог оказаться только цесаревич Алексей. Малолетний? При регентстве того же Михаила до совершеннолетия наследника, такой вариант был реален. Случись что с Алексеем, корону предстояло надеть великой княжне Ольге Николаевне, старшей дочке Николая II. Кстати, современники отмечали незаурядный ум той и склонность государственному мышлению.

Но Николай Александрович решил иначе. Он не желал серьезно больному сыну судьбы царя. Отрекшись, последний из правивших Романовых обрек себя, семью, да и всю монархическую систему Российской империи. Когда же, вслед за братом, отрекся и Михаил Александрович, в полнейший прах обратились даже и осколки былой концепции государственного устройства. Теперь власть мог поднять с земли тот, кому не лень. Сначала это сделало Временное правительство, а затем большевики.

Материал опубликован сайтом «СЖС» 30 октября 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий