Между прочим, а звали поручика Ржевского Дмитрий. Это если кто не знает. В том, что кто-то из русских, советских людей исхитрился ничего не ведать о самом Ржевском, в этом поверить никак нельзя. Хотя бы потому, что в главном разделе устного народного творчества – анекдотах – поручик уверенно занимает место в лидирующей тройке. Вместе с Чапаевым и Штирлицем.
Вся троица любимых героев анекдотов шагнули в жизнь из кинофильмов. Поручик Ржевский в том виде, в котором мы его знаем, появился 55 лет тому назад, в 1962 году. Снятая Эльдаром Рязановым «Гусарская баллада», вышла в свет в год 150-летия Отечественной войны 1812 года. Отдадим должное творческому коллективу, которому удалось рассказать о событиях героических и даже страшных весело и игриво. Это дано не каждому.
Сюжет, уверен, все прекрасно знают. Наполеон прет на Москву, в России невероятным патриотический подъем, среди прочих в армию отправляется девица Шурочка Азарова (экранный дебют Ларисы Голубкиной). Делает она это карнавальным образом, переодевшись в мундир корнета. Потом, понятно, Александра продемонстрировала чудеса отваги и даже получила Георгиевский крест из рук Михаила Кутузова. Но главное, конечно, иное. Барышня сохнет по поручику Ржевскому (Юрий Яковлев), волоките, повесе и обаятельному грубияну. В конце концов, любовь побеждает все на свете… Ржевский сдается и, судя по всему, намеревается жениться.
Кстати, обратите внимание, в фильме поручик не такой уж и бабник. Прихвастнуть о своих якобы феноменальных успехах может, но, в общем и целом, он достаточно целомудренный персонаж. Скорее уж Шурочка его домогается… Но в анекдотах образ гусара был доработан коллективной фантазией, утрирован, развернут в сторону эротических похождений, в общем-то, и несколько опошлен. Впрочем, все это случилось в веселом и беззлобном ключе.
В каком-то смысле для подобной трактовки фундамент был заложен создателями киноленты. Автор пьесы «Давным-давно» (по которой и был поставлен фильм) Александр Гладков говорил, что характер Ржевского возник из одного только стихотворения Дениса Давыдова «Решительный вечер». Это такая себе квинтэссенция лихого гусарского разгуляя вне армейских будней.
Сегодня вечером увижусь я с тобою,
Сегодня вечером решится жребий мой,
Сегодня получу желаемое мною —
Иль абшид на покой!
А завтра — чёрт возьми! — как зюзя натянуся,
На тройке ухарской стрелою полечу;
Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся,
И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!
Но если счастие назначено судьбою
Тому, кто целый век со счастьем незнаком,
Тогда… о, и тогда напьюсь свинья свиньёю
И с радости пропью прогоны с кошельком!
Чтобы понятно было, абшид – это отставка. Стихи «летучий-гусар» Давыдов написал в 1818 году. Считаю, они по-своему и талантливы, и дерзки, и очень точно, со знанием дела, передают одну из сторон гусарской жизни, самым ярким символом которой и суждено было стать поручику Ржевскому.
Образ, воплощенный на экране несравненным Юрием Яковлевым, выдался таким сочным, что публика с удовольствием поверила в реальность поручика. А ведь прототипа у него не было. Точнее, черты героя и безобразника, дамского угодника и слуги Отечества можно было обнаружить у многих офицеров XIX столетия. Есть исследователи, которые на полном серьезе годами бьются над этой тематикой.
Ржевских в России хватало. Это старинный дворянский род, ведущий свое генеалогическое древо напрямую от Рюрика. Среди них было достаточно офицеров, видных людей, есть даже один из предков Александра Пушкина. Правда, шалуны тоже попадались. Скажем, история сохранила для нас некоторые выходки подпоручика Сергея Ржевского из Тульской губернии.
Как-то он весьма креативно подошел к созданию костюма на бал-маскарад. Нарядился, вообразите себе, печкой. Из трубы виднелась его голова, внизу ножки… В карнавальную конструкцию Ржевский влез голяком. Причем, помните же, он – печка. То есть, были предусмотрены дверцы поддувала спереди и сзади. На них честно было указано, не открывать-де, там угар. Досужая публика, естественно, шла на провокацию и непременно заглядывала внутрь.
Барышни возмущенно вскрикивали, поджимали губки, даже в обморок пытались образцово-показательно упасть. Но любопытство брало верх. Заглядывали, интересовались… Пока «печку»-Ржевского не увезла полиция.
В фильме «Гусарская баллада», если помните, есть эпизод, когда с партизанами общается Кутузов. Из всей толпы он выделяет именно поручика Ржевского, мол, сразу видно молодца и рубаку. Но совершено очевидно, что внимание главнокомандующего привлекла не только молодецкая внешность гусара.
В киноленте Ржевский воюет в мундире Мариупольского гусарского полка. А его первым командиром в 80-е годы XVIII века был именно Михаил Кутузов. Мог ли тот не заметить в партизанской пестроте знакомые цвета? Нет, конечно! Для этого хватит и одного глаза.
Интересная деталь, в том же самом Мариупольском гусарском полку с 1808 по 1811 год под именем Александра Александрова служила знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова. С которой был в определенной мере списан образ Шурочки Азаровой. Как же все переплетено в жизни: правда и выдумка, героика и анекдот.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 18 ноября 2017 года