Похлопывать панибратски по плечу украинскую власть толпа с майдана начала еще в 2004 году. Как мы помним, закончилось это тогда третьим неконституционным туром выборов президента Украины. Униженная этим актом политическая элита юго-востока, слегка пороптав, пошла договариваться о новых бизнес-проектах с оранжистами.
Центр и Запад Украины радовался победе, а Юго-Восток утерся и смиренно продолжал работать. Но уже тогда было понятно: страну раскачивают, а законы Украины будут и дальше попирать. Посему во время второго майдана никто не стал обращать внимание на политическое шулерство с украинским законодательством. И закономерным результатом в итоге стал в феврале 2014 года государственный переворот в стране.
Несоблюдение закона в любой державе чревато серьезными последствиями и масштабными разрушениями основ государственности. Не зря ведь древние говаривали: Dura lex, sed lex (суров закон, но закон – лат.). Или, как говорил один знакомый коллега-профессор: «Дура закон, но закон».
Пока многие граждане Украины с тревогой наблюдали через СМИ за толпой, беснующейся в центре Киева, пока будущего президента Украины Порошенко стягивали с бульдозера, посылая в его адрес определения о его национальной принадлежности, в здании Верховной Рады шел процесс юридического оформления госпереворота. Но этот процесс происходил с такими вопиющими и грубыми нарушениями норм законов, что даже школьник при внимательном рассмотрении юридических фактов разберется, что к чему.
Четыре года назад произошли события, которые не только изменили судьбы миллионов украинцев, но и создали юридическую коллизию правового беспредела в стране.
21 февраля 2014 года Виктор Янукович еще находился в своем кабинете, исполняя обязанности президента Украины, а депутаты Верховной Рады Украины торопливо принимали Закон Украины «О восстановлении действия отдельных положений Конституции Украины» (№ 742-VII), по которому Украина из президентско-парламентской превращалась в парламентско-президентскую страну.
Казалось бы, вполне понимаемое желание революционных масс – ограничить власть не очень жалованного в народе руководителя державы. Да, собственно, и сам Виктор Янукович внял желаниям оппозиции да и пошел на уступки выдвинутым требованиям, согласившись и на изменения в Конституции, и на досрочные президентские выборы. Однако, хочу заметить, что очередная смена формы государственного правления в Украине имела у лидеров майдана иную цель – цель захвата власти в стране.
Дело все в том, что согласно Конституции Украины, при президентско-парламентской форме правления исполнять обязанности президента в случае досрочного прекращения его полномочий должен был премьер-министр, а при парламентско-президентской форме эти обязанности должны были быть возложены на Голову Верховной Рады Украины. Обязанности премьер-министра Украины в то время исполнял Сергей Арбузов, который ну никак не мог устраивать оппозиционно-майданную верхушку. Поэтому после сложения полномочий спикером Верховной Рады Владимиром Рыбаком на должность Головы Верховной Рады избрали Александра Турчинова. И произошло это 22 февраля 2014 года.
В этот же день депутаты Верховной Рады приняли постановление «О самоустранении президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов Президента Украины» (№757-VII), определившим и дату внеочередных выборов – 25 мая 2014 г. На первый взгляд, постановление вроде бы отвечало действующему законодательству. Но, оказывается, только отчасти.
Во-первых, внеочередные выборы в стране могли быть назначены в связи с досрочным прекращением полномочий президента Украины в случаях, определенных статьей 108 Конституции Украины. А именно: в случае отставки, в случае невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; в случае устранение с поста в порядке импичмента или в случае смерти. Ни под один из описанных случаев ситуация с президентом Виктором Януковичем никак не подходила.
На импичмент времени у заговорщиков не было, а Виктор Янукович не думал подавать в отставку, не собирался болеть и не стал преподносить себя на блюдечке на растерзание беснующейся толпе. Если внимательно прочитать текст данного постановления, то мы увидим, что в нем нет ни одной ссылки на нормы Конституции, предусматривающих досрочное прекращение полномочий президента Украины. А есть только неконституционная формулировка: самоустранился от осуществления конституционных полномочий и является таким, что не выполняет свои обязанности.
Если говорить юридическим языком, то депутатами Верховной Рады при принятии постановления о самоустранении Виктора Януковича и о проведении внеочередных выборов были нарушены нормы статей 85 и 108 Конституции Украины и нормы статей 15 и 16 Закона Украины «О выборах Президента Украины».
Во-вторых, в соответствии со статьей 6 Закона Украины, принятого Верховной Радой 21 февраля 2014 года и превращавшего Украину в парламентскую державу, сам закон вступал в силу со дня, следующего после его опубликования. Опубликован же он был в специальном выпуске газеты «Голос Украины» 1 марта 2014 года и, значит, вступил в законную силу только 2 марта 2014 года.
Отсюда – очень простой вывод: до 2 марта 2014 года страна по украинскому законодательству оставалась президентско-парламентской, в ней должны были действовать положения и нормы старой редакции Конституции Украины, и обязанности президента Украины в случае досрочного прекращения полномочий Виктором Януковичем (чего также не было) должен был исполнять премьер-министр, а не голова Верховной Рады.
Вот поэтому последовавшее затем 23 февраля 2014 года возложение обязанностей президента на голову Верховной Рады Александра Турчинова было незаконным, как и нелегитимными были сами выборы президента Украины, прошедшие 25 мая 2014 года.
В-третьих, вышеупомянутый Закон Украины «О восстановлении действия отдельных положений Конституции Украины» Александр Турчинов подписал не только как спикер Верховной Рады, но и как незаконный исполняющий обязанности президента Украины.
Таким образом, Закон Украины, подписанный не уполномоченным лицом, сделал этот закон недействительным.
Однако, это еще не все юридические факты, свидетельствующие об умышленном нарушении оппозицией и лидерами майдана законов Украины, так ратовавших за европейский выбор, за верховенство права в стране и соблюдение законов. А умышленном потому, что почти все лидеры майдана были, да и сейчас многие из них остаются депутатами Верховной Рады Украины, и не знать законы своей страны априори не могли. Впрочем, незнание законов не освобождает от ответственности, в том числе и уголовной.
И теперь, как говорится, вишенка на тортик.
Внесенные в те дни изменения в Конституцию Украины депутатами Верховной Радой расширили их полномочия. И в рамках этих расширений незаконным и.о. президента Украины Александром Турчиновым в соответствии с недействительным Законом Украины от 21 февраля 2014 года были сформированы новые органы государственной власти, с которыми страна живет и сегодня. В те дни были утверждены Верховной Радой и назначены на посты по представлению незаконного и.о. президента Турчинова новый премьер-министр, министр обороны, министр иностранных дел Украины, председатель Службы безопасности Украины.
А чуть позже, уже по представлению незаконного премьер-министра Арсения Яценюка, Верховной Радой были утверждены и назначены на свои посты члены нового Кабинета министров Украины, Председатель Антимонопольного комитета, Председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания, Председатель Фонда государственного имущества Украины.
Опираясь на букву закона, можно с уверенностью констатировать: нынешняя киевская власть незаконна, как и недействительны все законодательные и нормативные акты, которые были приняты в период с 21 февраля 2014 года по сей день.
Думается мне, совсем неслучайно рядом с Верховной Радой Украины в Киеве находится знаменитый дом с химерами. Сегодняшнее киевское руководство Украины, совершившее государственный переворот в 2014 году и самопровозгласившее себя властью, отчетливо являет собой совершенно нереальную и необоснованную никакими законами сущность. Одно слово – химера.
Материал Татьяны Мармазовой опубликован Новостным агентством «Харьков» 20 февраля 2018 года