Бывший пресс-секретарь «Шахтёра» рассказал «Царьграду» о том, что из себя представляют бразильцы, игравшие или до сих пор играющие в украинском чемпионате.
В составе сборной Бразилии, которая приедет в Москву играть с командой России 23 марта, пять футболистов выступали или выступают в донецком «Шахтёре». И всех их знает собеседник «Царьграда», бывший пресс-секретарь «Шахтёра», ныне объявленный сепаратистом украинскими властями Руслан Мармазов.
Мармазов проработал в клубе с 2005 по 2015 год и громко ушёл из «Шахтёра» после победы Майдана, не согласившись жить в государстве Порошенко. Но сейчас не об этом.
— В составе сборной Бразилии, которая встретится с Россией 23 марта в Москве, два игрока – Фред и Тайсон выступают за «Шахтёр» и еще трое – Виллиан, Фернандиньо и Дуглас Коста в разные годы тоже играли в Донецке. Расскажи нашим читателям об этих игроках? – вопрос Мармазову.
– Действительно, двое сейчас играют и трое выступали в разные годы за «Шахтёр». Причем Виллиана и Фернандиньо я вообще считаю воспитанниками Донецка, потому что пришли они к нам ещё совсем зелеными юнцами и выросли именно в «Шахтёре» до уровня национальной сборной Бразилии.
И в общем-то заслуга и клуба, и лично тогдашнего тренера «Шахтера» Мирчи Луческу, который как никто умел огранять такие футбольные алмазы. Виллиан сейчас уже выступает в лондонском «Челси», Фернандиньо играет в «Манчестер Сити», а Дуглас Коста – в «Ювентусе».
Я считаю, что все эти три парня талантливы невероятно, но особо выделил бы Фернандиньо. Это редкий образец интеллектуального спортсмена, он, кстати говоря, религиозен, постоянно с Библией. После игры первое, что он делает, заходя в раздевалку, – открывает Библию и читает там пару псалмов.
Дуглас Коста – парень со сложным характером, такой строптивый немножко, проблемный для тренеров и партнёров, тяжело с ним работать. Но талантлив невероятно. Играет на позиции нападающего.
Фернандиньо является атакующим полузащитником, Виллиан тоже. Фернандиньо в «Шахтёре» долго выступал, был вице-капитаном команды и главарём бразильской диаспоры – считался у них старшим, за главного в Донецке.
С Фредом и Тайсоном лично я уже работал меньше. Хотя за Тайсоном следил, потому что до «Шахтера» он классно выступал за харьковский «Металлист», который после победы Майдана развалился. В 2014 году «Шахтёр» его все-таки выкупил у Харькова, хотя мог приобрести годом ранее, но «Металлист» успел первым.
Там Тайсон круто поднялся и, например, здорово выступил в 2014-м на объединённом турнире с участием клубов из России «Зенита» и ЦСКА в Израиле. Владелец «Шахтёра» Ринат Ахметов дальше терпеть не смог и заплатил за игрока хорошие деньги.
Фред пришел в «Шахтёр» с последним бразильским «призывом». Вместе с Фредом в Донецк приехал и Фернандо, которого вы сейчас в «Спартаке» видите.
Президент клуба Ахметов, помню, спросил Любоша Михела, одного из директоров команды: как ты считаешь, из этих парней кто наиболее перспективный? На что Михел однозначно ответил – Фред, за ним большое будущее.
Я тогда ещё подумал – надо же, как он смело заявку дал, я этого тогда не видел. Так и получилось, сейчас Фред если не главная звезда «Шахтёра», то одна из ключевых фигур. Да и в сборную Бразилии зовут постоянно.
— Твое мнение по поводу шансов сборной России против Бразилии с теми игроками, которых ты знаешь, 23 марта?
— Шансы у сборной Бразилии, конечно, очень и очень серьёзные. Те, кого я знаю, это исполнители высочайшего класса. Они и были звёздами, когда я работал в «довоенном» Донецке, а сейчас тем более прибавили, играют в суперклубах.
Но в сборной Бразилии есть извечная её проблема – на поле выходят сразу 11 звезд, а из 11 звезд не всегда получается хороший коллектив, каждый или чудит, или тянет одеяло на себя.
Дуглас Коста, о котором я говорил, очень был склонен к спортивному эгоизму и чудачеству, особенно когда был помоложе. Сейчас остепенился, но он может заиграться и творить чудеса не на пользу команде.
Справиться со сборной Бразилии будет крайне сложно, она объективно сильнее России. Ну а с другой стороны, может сложиться так, что команда Станислава Черчесова за счёт сплочённых действий сможет нейтрализовать бразильцев.
— Трое бразильцев из «Шахтера» ушли, но двое ещё остаются. Сколько еще они продержатся в украинском чемпионате и интересно ли им самим в нём играть, учитывая то, что уровень чемпионата Украины сейчас понижается?
— Да, уровень Украинской премьер-лиги (УПЛ) не просто понижается, он катастрофически низкий. Фреда и Тайсона в «Шахтере» удерживают большие деньги. Клуб идёт на продление контракта на хороших финансовых условиях, потому что без бразильцев «Шахтёру» будет сложно что-то показывать, как внутри Украины, так и на европейской арене.
В УПЛ ситуация просто аховая сейчас, поэтому главным подспорьем для легионеров «Шахтёра» являются выступления в Лиге чемпионов. И это для бразильцев тоже очень серьёзная мотивация, они хотят показывать себя на этой площадке и демонстрировать, что они великие игроки.
Все бразильцы моей бывшей команды никогда и не скрывали, что для них важны деньги, а «Шахтёр» они воспринимают, как трамплин для прыжка в европейские гранды. Фернандиньо мне прямо говорил, что мечтает о «Манчестер Сити» или другом клубе Англии. Так у него и вышло.
Виллиан уходил несколько иначе – через махачкалинский «Анжи», когда у них были немыслимые бюджеты. Он там недолго прожил, потом перешёл в «Челси» — собственно говоря, когда он уходил в «Анжи», все знали, что «Челси» к нему интерес уже имеет.
Ну, и Дуглас Коста стремительной кометой пролетел через историю «Шахтёра», он запомнился несомненно многими вещами, но все уже знали, что он дальше будет играть в Европе. Он уехал дальше в «Баварию», ну а оттуда, видишь, место себе нашёл ещё получше.
— Какие перспективы у украинского футбола?
— Они неважные, эти перспективы, потому что вся эта постмайданная история привела к затуханию футбола. То, что в Украине еще остаются на плаву «Шахтёр» и киевское «Динамо» все эти последние 4 года, то только за счёт сверхусилий нескольких состоятельных человек, которые и держат уровень.
Если такие серьёзные исполнители прошлых лет, как «Днепр», «Металлист», «Металлург», «Кривбасс» и так далее, просто пропали с футбольной карты и развалились, то о чём вообще можно говорить? А оставшиеся просто деградировали, как «Карпаты».
Посещаемость в УПЛ слабенькая, и не так давно был антирекорд установлен, когда на один из матчей пришли 80 человек.
То, что сейчас «Шахтёр» выступает в Лиге чемпионов в 1/8 финала, а «Динамо» выступает в Лиге Европы, – это не благодаря, а вопреки общей ситуации бедственного положения украинского футбола. Не знаю насколько хватит здоровья и финансов у того же Ахметова или у Суркиса из Киева, чтобы поддерживать свои клубы на таком уровне.
Материал Андрея Малосолова опубликован сайтом ЦАРЬГРАД 13 марта 2018 года