Что происходит вокруг громкого скандала в греческом футболе, связанного с личностью русского предпринимателя Ивана Саввиди, рассказывает в эксклюзивном интервью «Царьграду» спортивный директор клуба ПАОК Любош Михел.
Наш собеседник имеет большой вес в европейском футболе. Любош Михел большую часть карьеры был успешным и заметным футбольным арбитром. Получил образование преподавателя истории и менеджера. Полиглот, знает словацкий, английский, русский, хорватский, чешский, польский языки.
На родине владеет заводом по производству шин, работал депутатом парламента Словакии.
С 2008 по 2015 год был директором по международным вопросам ФК «Шахтёр» Донецк. Ныне член Совета директоров греческого ПАОК, правая рука президента клуба Ивана Саввиди.
«Царьград»: — Всё, что сейчас творится вокруг скандального матча АЕК — ПАОК, – это вообще что такое?
— Футбол в Греции разделён на юг и север. Наш ПАОК из Салоников, то есть с севера страны. Последние три года ПАОК устойчиво конкурирует с южными командами. Ключевая ценность президента клуба Ивана Саввиди в том, что, придя 6 лет назад в ПАОК, он за несколько лет создал сильную команду, которая теперь противостоит Афинам, и конкретно клубам АЕК, «Олимпиакос», «Панатинаикос», которые десятилетиями никого на олимп греческого футбола и не допускали.
С этого времени в греческом футболе началась практически война между ними и ПАОК, ведётся она как на футбольных полях, так и, скажем, за пределами стадионов, с помощью политики, провокаций и прочих грязных дел.
В Афинах никто не хочет, чтобы выскочки из ПАОК стали чемпионами. Такое ощущение, что этого не хотят не только в клубах, но и в правительстве Греции.
— Как это – в правительстве не хотят, чтобы ПАОК стал чемпионом? Там есть лоббисты афинских клубов?
— Вообще-то да. Министр спорта Греции откровенно говорит, что он фанат «Олимпиакоса». Так что никто не удивляется тому, что эта команда получает массу преференций.
— В том, что происходит вокруг Саввиди и того матча АЕК – ПАОК, есть какие-то элементы политики?
— Не хочу сильно заходить в политику, но Иван Игнатьевич создал большую спортивную, финансовую и экономическую империю на севере Греции. Он стал самым большим работодателем на севере. А вместо того, чтобы греки это уважали, пошли навстречу, они ставят уже 6 лет палки в колёса.
Это греческий менталитет: если ты чужой (хотя родители Саввиди похоронены в Греции и он себя ощущает наполовину греком), то не жди никакой поддержки. В Греции Иван Игнатьевич – не грек, и этим сказано многое.
Да, ПАОК был для всех был хороший и все его любили, когда он был слабенький и традиционно, из чемпионата в чемпионат отставал на 15 — 20 очков от афинских команд. Потом появился человек из России с концепцией, который захотел создать мощный футбольный клуб. Афины встали на дыбы и делают все возможное и невозможное, чтобы этот проект не получился.
— Спортивная ревность и конкуренция – это одно. Но в России есть мнение, что конфликт получился еще и потому, что Саввиди поддерживает премьера Греции Ципраса, а его главный соперник, владелец «Олимпиакоса» Маринакис, является проамериканским политиком.
— Каждый вправе выбирать себе политические взгляды. Я тоже был депутатом в Словакии и, честно сказать, больше политикой не хочу заниматься. Но я думаю, что есть афинское лобби, которое от имени политиков, в том числе оппозиционных, атаковало Ивана Саввиди. И правда, я думаю, что в этом и политический бэкграунд.
— На некоторых матчах фанаты других клубов вывешивали баннеры с угрозами убийства и оскорблениями Саввиди. Как они восприняты в Салониках и в команде?
— Да, фанаты «Олимпиакоса» и «Ираклиса» вывешивали эти баннеры, это уже чересчур. Мы за борьбу на футбольном поле и за креатив на трибунах. Но то, что они сделали, – за гранью, это преступление. По-хорошему министр спорта Греции должен был в это вмешаться. Полиция должна была арестовать авторов таких посланий, а федерация футбола – наказать команды. Но в Греции наказывают за малейшие ошибки ПАОК и маленькие клубы. А когда дело касается Афин, и тем более могущественного «Олимпиакоса», руководство футбола делает вид, что ничего страшного не произошло.
— Вы много времени провели в чемпионате Украины, работали в донецком «Шахтёре». Там тоже чемпионат делился на тех, кто за «Шахтёр», и тех, кто за киевское «Динамо». Здесь так же?
— Я скажу так — во всех странах Восточной Европы и на Балканах всегда есть какое-то сильное лобби, все хотят иметь какую-то сильную власть в федерации или поддержку в парламенте. На Украине это тоже происходило, но за спортивный уровень дело не переходило – были, как это у вас говорят, тормоза.
В Греции уровень демократии (вседозволенности) в отношении футбольного мира на уровне каких-то африканских стран. Где нет никаких правил, идёт не ограниченная правилами свободная борьба. Все делают что хотят, и для меня это самое страшное и непонятное. Я здесь 2,5 года и уже внутренне чувствую себя опустошенным. Потому что бороться с этой «демократией» очень сложно.
Просто маленький пример. Стоит мне сказать какое-то эмоциональное слово у бровки поля, как инспектор матча или судья пишут на меня рапорт. А когда в той же самой игре оппонент оскорбляет наш клуб, игроков, пользуется очень грубыми словами – не появляется ничего. Это было не один раз, это было раз 10 — 12!
Иван Игнатьевич хочет, чтобы в Греции футбол был чистый, честный прозрачный. А ему этого сделать не дают. Например, Саввиди был готов оснастить греческие стадионы системой видеофиксирования нарушений и просмотра правильности или неправильности засчитанных голов. Он предложил федерации оплатить все расходы – это 2,5 млн евро. Но никто не хочет, чтобы эта новация, опробованная, в частности, на Кубке конфедераций в России, была Греции.
— Речь идет о системе видеофиксации взятия ворот?
— Да, конечно! И если бы эта система работала на той самой скандальной игре АЕК – ПАОК, судья мог бы посмотреть случай с правильно забитым нашим голом и не отменять его. Что в итоге привело к скандалу, беспорядкам и тому, что Саввиди выбежал на поле на нервах, потому что достало все вот это уже!
Но в Греции выгодно иметь не прозрачный футбол, а какой-то туман.
— Фанаты ПАОК поддерживают клуб и своего президента в текущей ситуации?
— Для меня самая большая победа в этой ситуации была в том, что вся армия черно-белых (цвета ПАОК) сейчас стала единой семьей. До этого на трибунах были отдельные группировки, разрозненные, ссорились, ругались между собой.
Сейчас этот конфликт пошел в пользу Ивану Игнатьевичу, в том смысле, что болельщики и команда встали за него и за клубную честь. Надоело уже всем терпеть эту «афинскую диктатуру». До Саввиди греки как бы привыкли к тому, что Афины «рулят» и ничего с этим поделать нельзя. И тут пришел человек, который ситуацию изменил в корне.
Иван Игнатьевич не может с этим мириться, и я думаю, что он дальше будет продолжать борьбу, и мы все – семья ПАОК — будем рядом с ним и поддерживать его до конца.
— Это правда, что АЕК умеет «работать с судьями»?
— Я люблю говорить только фактами. Если и есть какие-то догадки, то я не могу комментировать. Но одно хочу сказать — судья матча с АЕК не был готов к тому, чтобы ПАОК выиграл эту игру.
Ситуация с отменой нашего чистого гола – это такое изнасилование футбола и изнасилование ПАОК одним человеком, арбитром.
— Какие дельнейшие действия ПАОК предпримет по отстаиванию своих прав и позиций, в том числе по борьбе за Саввиди, которого могут надолго дисквалифицировать?
— Я думаю, личное наказание для президента не самое страшное. Я, как спортивный директор, тоже могу получить наказание за те события.
Нашей судьбой будет заниматься специальный спортивный арбитраж. Будем бороться за события и правду.
Мы будем стараться доказать свою правду, и то, что произошло, то, что увидела вся Европа, было последствием ситуации в греческом футболе. А корень в том, что судейская бригада совершила убийство игры. Ну, и в том, что я рассказал «Царьграду» выше.
Материал Андрея Малосолова опубликован сайтом ЦАРЬГРАД 16 марта 2018 года
Вообще то мало мальские любители футбола должны знать, что футбольный клуб «Олимпиакос» не из Афин, а из Пирея. А Панатинаикос из Афин. Как и АЕК . Но АЕК последние годы был на задворках. И даже вылетал в первую лигу.