История прекрасна тем, что она — факт состоявшийся. Можно давать оценки, рассуждать, как могло быть, если бы да кабы, спорить до хрипоты, но приходится признавать — все уже свершилось. Этим история часто и отвратительна — своим настырным объективным нежеланием иметь что-либо общее с сослагательным наклонением.
А еще история — поле боя, виртуального, большей частью, но все же, для любителей быть сильными умом. Знаете, есть такая категория специалистов и экспертов, которые любят фразу «а я говорил, предупреждал». Не сложно, в принципе, умничать, глядя на колею, по которой уже покатился тарантас прогресса. Или деградации, не суть важно в данном случае. Но как же слепы бывают самые прозорливые оракулы, находясь накануне, в шаге и минуте от начала великих и страшных событий, головоломных зигзагов судьбы.
Подумалось об апреле 2013 года. Да вот хотя бы и на Украине — пятилетка всего-то прошла, а посмотришь актуальные тогда новости — абсолютно иная реальность. Вот, допустим, фонд Пинчука тогда жаловал премиями отличившихся украинцев. Вручали призы первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов, вице-премьер-министр Украины Константин Грищенко, министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко, глава администрации президента Украины Сергей Левочкин, экс-президент Украины Леонид Кучма, народный депутат Петр Порошенко. На сцене блистала группа «Любэ».
7 апреля, в день помилования и освобождения из колонии экс-министра МВД Юрия Луценко, в Киеве у памятника Тарасу Шевченко закатили шумный митинг «Вставай, Украина!» Главный герой действа не скрывал эмоций, пусть и издалека, по телефону: «Наибольшей ценностью для человека является свобода. Но очень важно, чтоб и на свободе человек не чувствовал себя одиноким. Я искренне рад, что наконец-то буду не один, а среди своих единомышленников». В резолюции митинга говорилось, власть-де из-за страха утратить руль готова на все. Даже, страшно сказать, «на антиконституционный переворот и установление диктатуры».
15 апреля бойкие активисты высказали свое нелицеприятное слово рядом со зданием комитетов Верховной рады. Решительно, знаете ли, потребовали прекратить пивной геноцид и запретить рекламу напитка пенного.
Еще более инициативные персонажи, под предводительством профессионального борца за все хорошее против всего плохого Мустафы Найема, отправились в Межигорье. Настаивали, что их нельзя испугать, и намеревались вручить Януковичу и его охране памперсы. Замечательные слова звучали в ходе акции, например: «Наша цель показать режиму, что арестами он ничего не добьется. Аресты — это способ посеять страх в обществе, а трусов легко грабить и обманывать». Лихо сказано, согласитесь.
Парой дней позже 100 хворых украинцев (реально больных людей, со страшными заболеваниями) в хлопчатобумажных мешках на головах изображали висельников. Так они намекали «бездушному» руководству страны, что оно недостаточно денег выделяет на борьбу с гепатитом, туберкулезом, СПИДом.
В мероприятиях по случаю Дня черноморского флота в Крыму готовились поучаствовать украинские суда — фрегат «Гетман Сагайдачный» и подлодка «Запорожье». Остальные участники торжеств, понятно, ходили под российским флагом.
В палате харьковской больницы, где в ту пору лечила свое пошатнувшееся в ристалищах на политической и газовой арене Юлия Тимошенко, руководство Качановской колонии, где она же отбывала свой срок заключения, разрешило поставить бытовой вентилятор. Свободолюбивая украинская пресса уделила этому важному событию большое внимание. Параллельно украинские медики, включая Ольгу Богомолец, взывали к милосердию Виктора Януковича и просили отпустить женщину с косой лечиться за кордон. Ее могли спасти только берлинские врачи.
Виталий Кличко нанес ораторский удар в корпус Януковичу. Сказал, мол, не хочет тот выпустить из тюрьмы Тимошенко, значит, не признает свои политические ошибки, не имеет сил отказаться от избирательного правосудия.
Объединение «Свобода» подало в суд на регионалов во главе с Александром Ефремовым и коммунистов с их вождем Петром Симоненко. Те, видите ли, обзывали свободовцев фашистами, причем на возмутительном для украинского уха русском языке.
В Кировограде пьяный курсант-милиционер стрелял по прохожим из страйкбольного оружия, получил четыре года. А в Днепропетровске одному персонажу почудилось, что война началась, стал палить из пистолета. Был обезврежен десантником, пошел под суд.
«Дивизия «Галичина» в первую очередь воевала за свободу Украины, поэтому наша задача сегодня развеять миф о том, что «Галичина» — это некое нацистское, гитлеровское формирования. К сожалению, многие в Восточной Украине живут в плену этого мифа», — убеждал публику самодеятельный просветитель с примечательным сочетанием имени и фамилии Ринат Ковбасюк во время празднования 70-летия украинского формирования СС, впервые проводимого в Кривом Роге.
Донецкий «Шахтер» победил в Киеве во встрече с «Динамо». На гол Ярмоленко «горняки» ответили парой мячей Мхитаряна. Подопечные Мирчи Луческу на крейсерской скорости летели к своему очередному чемпионству. Золотые медали дончане завоевали, оторвавшись от второго места на 13 очков. «Динамо» довольствовалось лишь бронзой. В пятерку вошли теперь уже исчезнувшие «Металлист» (2 место), «Днепр» (4), донецкий «Металлург» (5). Генрих Мхитарян стал лучшим бомбардиром первенства с рекордными 25 мячами. Само первенство оказалось самым посещаемым в истории украинского футбола.
Миша Гаврилюк готовился к следующему этапу выживания в своей родной деревне в Черновицкой области, унавоживал огород. Помыслить не мог, что странная и неудержимая склонность к беганию голяком приведет его в ряды «героев майдана», а затем и в кресло парламентария. Даже было вылеплено нечто типа бренда — «казак Гаврилюк».
Народ с восторгом узнал, что на майские праздники президент Виктор Янукович отправится в свою резиденцию в Форосе. Будет усердно работать с документами. Еще глава государства настроился посетить «Артек» и посмотреть на реконструкторов, штурмующих Сапун-гору.
Газета «Зеркало недели» била в набат и пророчила закрытие 2000 школ по Украине. Кроме того, неравнодушные журналисты полагали, что в вузах станет трагически уменьшаться число профессоров и доцентов. Министр образования Дмитрий Табачник опровергал эти версии, да кто же ему, коварному, верил?
В Харькове демонтировали памятный знак ОУН-УПА. «Батькивщина» посчитала, что это никуда не годится, ведь этот акт рассорит местных жителей. А те ведь традиционно мудрые, спокойные, толерантные. Это же первая столица! Примерно в это же время «Свобода» надругалась над памятником Ленину в Ахтырке. Харьковский мэр Геннадий Кернес перечислил коммунистам 5 тысяч кровных гривен на восстановление монумента.
Донецкая область вошла в тройку самых привлекательных для инвесторов регионов Украины. Глава областной администрации Андрей Шишацкий удовлетворенно сообщал, что это плод совместных титанических усилий местной власти и бизнеса.
«Репортеры без границ» возбудились на ситуацию, сложившуюся в редакции калана TBi. Борцы за свободу слова и прав прессы убедительно беспокоились по поводу отсутствия «финансовой прозрачности относительно определенных владельцев СМИ в Украине и увеличению концентрации собственности в руках нескольких людей, что ставит под угрозу разнообразие новостей и информации». Да-да, разнообразие новостей могло скукожиться и тогда все — прощай, гражданское общество.
В Донецкой области проживало примерно 4 миллиона 350 тысяч человек. В Луганской — 2 миллиона 235 тысяч.
До начала полномасштабной войны в Донбассе оставался год…
MARMAZOV.RU
Материал опубликован Федеральным Агентством Новостей 19 марта 2018 года