Почему «Шахтёр» самая украинская команда планеты

Патриотизм измеряется не громкостью исполнения гимна или яркостью вышиванки, а конкретным финансовым вкладом в военную мощь страны.

Забавная случилась перепалка в украинском футболе. Главный тренер киевского «Динамо» Александр Хацкевич с какого-то перепуга сделал выпад в адрес «Шахтера». Тот, мол, не украинская команда, бразильцы там забивают и все такое прочее. Забавно, что заявил это гражданин Белоруссии, то есть, с юридической точки зрения ровно такой же наемный иностранец, как и любой Тайсон или Марлос.

«Шахтер» ответил суровыми устами, точнее, страничкой в ФБ гендиректора Сергея Палкина. Суть такая — руки прочь от национальной темы, да и вообще, «Шахтер» был, есть и будет украинским. Общественность слегка побубнела по этому поводу и довольно быстро угомонилась. Но это, понятно, до следующего повода.

А момент, между тем, довольно интересный. Вскользь скажу, что Хацкевич выставил себя не в самом выгодном свете. Но он ведь всего лишь продукт среды, в которой обитает. А в Киеве обстановка диктует, что проще всего очернить противника, указав на его не вполне украинскую суть. Это же сейчас на Украине страшнее, чем растление малолетних и сатанинские обряды. Не скачет, например, кто-то, демонстрируя явные москальские корни, вышиванку ритуально не целует в завязочки, гимн не орет как оглашенный.

Сам по себе факт, когда футбольные клубы меряются не длинной списка трофеев, а «украинскостью» — уже, конечно, показатель больного общества. Футбол ведь всего лишь зеркало, в котором отражается социум. Но Хацкевич привлек внимание публики, которая невольно стала посматривать на «Шахтер» и на «Динамо», размышляя, кто же из них матери-истории Украины более ценен.

«Шахтер», например, выиграл под флагом Украины европейский приз — Кубок УЕФА, в 2009 году. А «Динамо» нет, и в ближайшее время ему это не светит. Разумеется, у киевлян были два Кубка Кубков и Суперкубок УЕФА. Но какую страну представляло тогда «Динамо» из столицы УССР? Разумеется, Советский Союз.

Любые фантазии, что в душе динамовцы прошлого века играли исключительно за Украину, а под футболки тихонько надевали вышиванки оставим для «юных бандерят», те поверят. Выступало «Динамо» под красным знаменем с серпом и молотом, гордилось этим, а в карманах у ведущих игроков и тренеров уютно размещались билеты членов КПСС.

Кстати, вспомним о «Золотом мяче». Никто из игроков «Шахтёра» его не выигрывал, тут не поспоришь. Но на Украине принято считать, что три ее верных сына завоёвывали данный трофей, причем, они — чистые динамовцы. Только Олег Блохин и Игорь Беланов достигли своих высот снова же в СССР. Андрей Шевченко, все верно, стал обладателем престижного трофея уже в новейшей истории, в независимой, так сказать. Но выступал он тогда за «Милан». Короче говоря, не все так однозначно.

Количеством игроков, которых рассматриваемые клубы делегировали в сборную Украины, рейтинговые баллы, заработанные в европейских ристалищах — этим пусть статистика занимается. Есть куда более бронебойный аргумент.

«Шахтер» входит в число 100 крупнейших налогоплательщиков Украины. «Динамо» не просто не входит… Как бы помягче сказать-то? К ним наконец фискальные органы нагрянули с проверкой. В своей несусветной простоте, отшлифованной многолетней безнаказанностью, киевские игроки неоднократно публично проговаривались, что по ведомости они получают, как водители трамваем. Демонстрируя при этом атрибуты куда более зажиточного образа жизни. Это что же выходит? Самый украинский, самый, по своему собственному представлению, патриотичный клуб Украины, ведет двойную бухгалтерию, мухлюет с налогами? Проще говоря, обкрадывает свою страну? Очень красиво!

Но с этим пусть компетентные органы разбираются. Интереснее другое, почему «Шахтер» не мог себе позволить подобный «финт ушами» и долгие годы платит громадные зарплаты со всеми отчислениями в белую, скрупулезно соблюдая налоговое законодательство. Эффектно было бы, конечно, сказать, что таковы высокие моральные принципы, взятые за основу. Но если футбол хотя бы чуть-чуть бизнес, то лучше искать другую мотивацию, так честнее.

Патриотом, выполняющим одну из важнейших своих функций, в смысле обеспечивающим финансовую стабильность страны, можно стать и под воздействием обстоятельств. Причем, весьма специфических. Ринат Ахметов давно и очень четко уяснил, что если противник (идеологический, политический, не суть важно, у него хватает и тех, и других), захочет нанести ему болезненный удар, то целью изберет любимое детище — «Шахтер». Это же флаг, герб, визитная карточка самого состоятельного гражданина Украины. Поэтому футбольный клуб должен был стать неуязвимым для всяких там налоговых, КРУ и т.д. Пусть они хоть мозоли на пятых точках насидят, изучая отчетность. Все должно быть идеально! Так и было сделано, давно, причем, где-то, наверное, на рубеже веков.

Приходилось слышать мнение, мол, конечно, Ахметов с его деньжищами может себе такое. Да, верно. Но если не можешь передавить банком, стоит ли садиться играть, верно? В любом случае, нехватка денег — не повод жульничать, тем паче, размахивая знаменем невероятного патриотизма и удивительной «украинскости». Кроме того, кое-что подсказывает, что у хозяев «Динамо», братьев Суркисов, немножко денег еще осталось.

Короче говоря, Хацкевич со своими этнографическими изысканиями прилично шлепнул в лужу. Другое дело, что и высказывание Сергея Палкина тоже бесспорным не выглядит. Призыв не лезть в национальные вопросы поддерживается без рассуждений. В футболе этому места нет. Да и в жизни не должно быть, вообще-то. На Украине, как только решили уяснить, у кого каких эритроцитов сколько в крови, кто титульней, кто от шумеров происходит, а кому «чемодан-вокзал», извольте видеть — страна пошла по швам.

Что касается утверждения, что «Шахтер» был, есть и будет украинским, то здесь имеются спорные моменты. Каким он будет, и будет ли вообще — это одному Господу ведомо.

Изначально, по рождению, «Шахтер» был советским, донбасским. То есть, замешанным на русском интернационализме, как и все в Донецком регионе. Территориально, по иронии судьбы и от жгучего желания советское руководства сбалансировать сельское население пролетарским элементом, команда располагалась в составе УССР. Но в ту пору не было никакой или почти никакой разницы, в какой из национальных республик Союза проживать. Потому как, была новая общность людей — советский народ. Неприятности по 1/6 части суши, к слову, начались с того, что эту общность нарезали кусками, по живому.

В футбольном смысле «Шахтер» действительно входил в украинский пул, что давало возможность киевскому «Динамо», по указанию незабвенного Владимира Васильевича Щербицкого, ощипывать команду во имя великих целей. Впрочем, входили туда «горняки» строптиво, огрызались, насколько это было возможно.

Сейчас — никаких сомнений, «Шахтер» — украинская команда. И даже флагман украинского футбола. Это звание было честно и безапелляционно «отжато» у киевлян на футбольном поле.

Как происходила трансформация явления донбасского в украинское — это отдельная история. Сейчас не о том. В настоящий момент у «Шахтера» есть практически все, чтобы считать себя чисто украинской командой. То, что там по-украински практически никто не говорит — ерунда. Аналогичная ситуация у большинства футбольных клубов Украины. Зато «Шахтер» усердно интегрируется в современное украинское общество, пытается не очень раздражать собой националистическую публику, ВСУ поддерживает, хотя и только, когда акция проходит под эгидой ФФУ.

Но самое главное, «Шахтер» намерен вернуть Донбасс в состав Украины. Об этих отчаянных мечтах сказано достаточно много в самых разных формах — от заявлений видных представителей клуба до мультиков соответствующей направленности. Но слова лишь сотрясают воздух, дела, реальный вклад куда важнее.

Вы же помните, что «Шахтер» самый крупный плательщик налогов в украинском футболе? Стало быть, и доля в оснащение украинской армии, воюющей в Донбассе, у него тоже значительна. Это вам не мячик, который Игорь Суркис как-то от имени Петра Порошенко перед телекамерами вручил безногому ветерану АТО. Это не футболисты сборной Украины, позирующие в палатах госпиталей с битыми в Донбассе вояками. Тут речь идет о серьезных суммах.

Что касается «АТОшного побора», так его платит любой, кто официально зарабатывает деньги на Украине. Чем выше заплата, тем больше вклад — уже личный, а не коллективный, от предприятия. Ну, полагаю, вы поняли, о чем речь.

Получается достаточно цельная картина успешного, именно что украинского (в других странах подобных условий судьба не создавала командам) футбольного клуба. Одна только деталь, хотя и важная.

Болельщики «Шахтера» в подавляющем своем большинстве остались в Донецке и других городах ДНР. Вот эти земли точно никак не украинские. За годы обстрела Донбасса ВСУ, которые, разумеется, поддерживает и снабжает в силу своих возможностей каждый патриот, и намека не осталось былую формальную принадлежность Донецкого края к Украине. Все украинское здесь вызывает резкое отторжение. Так уж вышло, такой вот казус получился. И путей его разрешения, что-то не видно.

Впрочем, скромное число болельщиков — это в украинском футболе общее место. В прошлом сезоне что-то около трех тысяч зрителей, если не ошибаюсь, в среднем приходило на матч. «Шахтер» в былые времена в этом смысле отличался от прочих клубов. Теперь вполне в тренде. Нормальный такой украинский клуб. Нет, самый украинский клуб Украины. Собственно, а где, кроме Украины может быть самый украинский клуб? Нигде. Стало быть, «Шахтер» — самый украинский клуб планеты. И никак не меньше.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом Украина.ру 10 августа 2018 года

Вам также может понравиться...

комментария 3

  1. Что касается «АТОшного побора», так его платит любой, кто официально зарабатывает деньги на Украине. Чем выше заплата, тем больше вклад — уже личный, а не коллективный, от предприятия. Ну, полагаю, вы поняли, о чем речь. (с)

    конечно поняли. Руслан Леонидович Мармазов, в период с мая 2014 по февраль 2015го финансировал АТО. Неудивительно, что Вас в республике не очень то и жалуют.

Добавить комментарий