Доктор политических наук, профессор, бывший проректор Донецкого национального университета, академик Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры (Москва)Татьяна Мармазова препарирует «комсомольскую» составляющую 27-й годовщины украинской независимости и анализирует итоги, с которыми страна подошла к этой дате.
В жизни Украины, как и в цикле жизни 27-летнего человека, наступила кризисная пора. Деструктивные изменения в украинском обществе проявляются буквально во всем: в экономике, в политике, в правовой сфере и социальной жизни. Майдан породил мощную центробежную волну, повлекшую за собой ускорение процессов децентрализации.
Вот как описан психологами этап «кризиса молодости» у человека: «В 27-28 лет человек вступает в период кризиса молодости. В этот период он впервые оглядывается на прожитые годы; у молодых людей возникает отчетливое чувство, что они простились с юностью. Заглядывая вперед, человек чувствует, что вступает в фазу, когда появляются совершенно другие жизненные задачи…, что начинается новый этап в индивидуальной жизни. Нередко взгляд назад, прощание с юностью окрашены в грустные тона. Это происходит в том случае, если представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказываются не совсем верными, и жизнь вдруг перестает казаться легкой и понятной, иногда разрушаются основы образа жизни, перестраивается вся личность… То, что еще вчера казалось жизненно важным и чему отдавалось много усилий, кажется мелочным, пустым, по сравнению с тем, что хотелось бы сделать. Происходит критический пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке».
Вот и Украина подошла к этапу критического пересмотра своего существования. За прожитый период страна прошла путь от мирного независимого государства до государства-террориста, развязавшего войну против части собственного народа.
И хотя Украина находится в ожидании подготовки к президентским выборам, внутри страны активно формируется протестное настроение, создаются предпосылки для военного переворота. В украинском обществе пока не родилась объединяющая для него идея, отсутствует национальный лидер, способный вывести страну из политического, экономического и социального кризиса.
Составляющей кризиса современной Украины является, в значительной степени, кризис правящей политической элиты, в основу формирования которой был положен принцип отрицательной селекции. После развала Советского Союза в возникших постсоветских республиках, в том числе и на Украине, как правило, большая часть лучших партийных и комсомольских кадров ушла в бизнес, а им на смену в политику пришли наиболее ловкие приспособленцы.
Сегодня модно на Украине говорить о важности процесса декоммунизации, открещиваться от советского прошлого. Чем больше звучит заявлений у представителей власти на эту тему, тем удивительнее наблюдать за метаморфозами украинских политиков, кто в свое время побывал в вечно молодых рядах Комсомола или отметился членством в Коммунистической партии.
Не секрет, что путевку в жизнь комсомольские организации дали многим современным «борцам за независимую Украину». В рядах ВЛКСМ побывали Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Юрий Луценко, Арсен Аваков, Валерий Гелетей, Олег Тягнибок, Ирина Фарион, Сергей Квит, Андрей Пашинский (член комитета комсомола Киевского педагогического института), Иван Васюник (секретарь комитета комсомола Львовского госуниверситета), Степан Кубив (секретарь комитета комсомола Львовского госуниверситета, член ЦК ЛКСМУ), Александр Шлапак секретарь комитета комсомола Львовского политехнического института, первый секретарь Львовского обкома ЛКСМУ), Николай Томенко (секретарь комитета комсомола Киевского государственного университета), Николай Романюк (первый секретарь Волынского обкома ЛКСМУ), Николай Мартыненко (первый секретарь Киевского горкома ЛКСМУ), Игорь Кононенко (секретарь комитета комсомола Киевского автодорожного института), Александр Турчинов (заведующий отдела агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола) и многие другие.
Эти политики напрочь забыли о том, что своими достижениями обязаны, в первую очередь, собственному комсомольскому прошлому. Но не забыли вывести себя из-под удара декоммунизации. Ведь в принятом в 2014 году Верховной Радой Украины законе «Об очищении власти» запрет на работу в государственных органах власти предусмотрительно определен только секретарям ЦК ЛКСМУ, тогда как для коммунистов установлен ранг порога люстрации — секретарь райкома КПУ. Писали, редактировали и принимали бывшие комсомольцы закон под себя, так как многие из них руководили и райкомами комсомола и вузовскими комсомольскими организациями, которые приравнивались по статусу к райкомам комсомола.
Перефразируя известный украинский анекдот «Яка держава, такий й теракт», хочется сказать: какая политическая элита у страны, такая и страна по форме и содержанию. Живя по принципу: в сессионном зале Верховной Рады все ругаются, а в буфете Верховной Рады все целуются, — украинские политики цинично разрушают остатки правовой системы и украинской государственности.
За годы независимости население Украины сократилось с 48 миллионов человек до 42 миллионов. До настоящего времени современная Украина не смогла достичь объема ВВП Украинской ССР, составлявшей 2% в мировом ВВП в 1990 году. Доля Украины в мировом ВВП сократилась с 1% в 1992 году до 0,3% в 2017 году. А внутренний валовый продукт страны сократился на 35%, выработка электроэнергии упала на 41%, промышленное производство на 60%. Доля машиностроительной отрасли на Украине в 1991 году составляла 33%, а к 2018 году уже 11% от всего промышленного производства.
В 1991 году на Украине работали 21,9 тысячи школ и 24,5 тысячи детских садов, в 2017 году — 16,6 тысячи школ и 14,9 тысячи детских садов соответственно. В УССР в 1990-1991 годах работало 3,9 тысячи больниц, в настоящий момент их число сократилось до 1,7 тысячи.
Показательными для подведения итогов независимой Украины являются и отнюдь не внушающие оптимизма достижения страны в мировых рейтингах.
Так, например, в широко известном рейтинге Индекс процветания, проводящемся с 2006 года ежегодно британскими аналитиками из The Legatum Prosperity, Украина только за последние четыре года значительно ухудшила свои позиции. Если в 2012 году страна занимала в этом рейтинге 71 место, то уже в 2016 году оказалась на 107. К 2018 году «процветание» Украины опустилось еще на пять позиций, и она оказалась на 112 месте. Ряд украинских СМИ умело завуалировали степень падения Украины в данном рейтинге, сравнив с показателями только 2006 года, по сравнению с которыми Украина потеряла 17 позиций. Но умалчивает о том, что самый высокий показатель в рейтинге Индекса процветания Украина достигла при президенте Викторе Януковиче — в 2013 году Украина заняла 63 место, обогнав по показателям Россию.
Не удивительно, что в рейтинге счастья, проводимым ООН, только за 2017 год Украина опустилась на 9 позиций и занимает 132 место из участвующих 155 стран.
В 2018 году в проводимом американским исследовательским центром The Heritage Foundation Индексе рейтинга экономической свободы из 186 стран мира Украина заняла 150 место.
В рейтинге демократии, проводимом организацией Economist Inelligence Unit, Украина по итогам 2017 года заняла 83 место из 167 стран мира. Место каждой страны оценивается по 60 показателям, при этом высчитывается средний балл и распределяется по четырем группам соответствующих типов политических режимов: полная демократия, несовершенная демократия, гибридный режим, авторитарный режим. Не то что до полной демократии, даже до несовершенной на Украине так и не дошло, послемайданная страна определена как страна с гибридным режимом.
Единственная высокая позиция, занятая Украиной в перечне известных мировых рейтингов, обозначилась в рейтинге сильных национальных брендов (Brand Finance Nation Brands), где Украина заняла почетное 4-е место. Однако, принимая во внимание тот факт, что в рейтинге учитывались показатели безопасности, качества жизни и способность правительства удерживать наиболее талантливые кадры от трудовой эмиграции, результаты данного рейтинга, скорее всего, являют собой политическое решение, а не качественное подведение итогов.
Украина выходит из комсомольского возраста, а ее политическая элита так и не удосужилась провести глубинный анализ системных ошибок, критически пересмотреть свою миссию, приведшую страну к политическому и социально-экономическому кризису. В погоне за удовлетворением властных амбиций и личным обогащением на этом коротком отрезке мировой истории в 27 лет сформировавшейся, но так и не повзрослевшей украинской элите не хватило политической зрелости и смелости отказаться от разрушительной идеологии неонацизма.
Внутри элиты Украины не возникло историческое чувство, важное для понимания уникальности находящегося у нее в управлении государства с его народом-тружеником, неповторимыми особенностями в географическом положении (между Востоком и Западом), политическом и культурно-этническом разнообразии регионов.
Государство Украина, как и киевская верхушка власти, были и остаются недоговороспособными. На его месте выкристаллизовывается новая система государственных образований.
Кризис молодости Украины налицо, саморазрушение закономерно. Но, как говорил выдающийся политик Уинстон Черчилль: «Любой кризис — это новые возможности».
Завершая определенный этап своего бытия, современная Украина являет собой тупиковую ветвь развития с ее псевдоидеалом Анти-Россия и принципом унитаризма. Перспектива коренных изменений формирует сегодня общественный запрос на такую политическую силу, которая развернет украинское общество с гибельного пути.
Как и зараженный вирусом компьютер, в свои всего лишь 27, украинское государство требует перезагрузки программного обеспечения, обнуления всей системы.
Материал Татьяны Мармазовой опубликован сайтом Украина.ру 24 августа 2018 года