«Белый круг», 1974 год, киностудия имени Довженко
Афиша
Режиссер: Юрий Лысенко
Сценаристы: Юрий Лысенко, Александр Сацкий
Оператор: Алексей Терзиев
Композитор: Борис Буевский
Актеры: Александр Денисов, Лидия Яремчук, Алексей Зайцев, Владимир Сошальский, Геннадий Овсянников, Виктор Степаненко, Владимир Талашко, Владимир Шакало, Александр Прохоров, Антонина Лефтий, Пётр Тарасов, Александр Фоменко, Ляля Чёрная
Что за кино-то?
Когда война да оккупанты захватили твой город, Мариуполь, например, – это, скажу вам, серьезная проблема. Момент жизненного выбора! Поступить по совести и погибнуть или пойти на компромисс, сославшись на особые обстоятельства? Так, а еще семья есть, друзья и коллеги, которые зависят от твоего решения. Да и вообще люди смотрят…
Фильм о войне, где герой не тот, кто стреляет, а что живет по чести и так же, если надо, умирает, в 1974 году снял на киностудии Довженко Юрий Лысенко. Называется он «Белый круг», и события в нем разворачиваются в захваченном фашистами Мариуполе. Собственно, это продолжение картины «Огонь», снятой годом ранее с теми же героями и исполнителями. Увы, найти начало дилогии и посмотреть его мне не довелось. Вторая часть легко доступна в сети, а первой, надо же такому случится, отчего-то нет.
Доподлинно известно, что в «Огне» речь идет о передовых металлургах Мариуполя 30-х годов. Героика будней, так сказать, трудовые рекорды, товарищ Серго Орджоникидзе в кадре присутствует. В «Белом круге» все те же, но без Серго, что и понятно, он завершил свой земной путь в 1937 году, встречают военное лихолетье.
Андрей Гейко, прототипом которого послужил легендарный металлург Макар Мазай, – главное действующее лицо киноленты. Сыграл его Александр Денисов, самой яркой ролью которого, пожалуй, является матрос Гамаюн в «Государственной границе», но и здесь он вполне гармоничен. Непременно нужна оговорка, что Гейко и Мазай не вполне одно и то же. Образ создан по очень приблизительным историческим мотивам. Взяли основное: незаурядный человек, краса рабочего класса и опора Советской власти, не стал сотрудничать с нацистами, за что поплатился жизнью. Остальные детали привнесены кинематографистами, которые создавали монументальное полотно о нормальных наших людях в ненормальной обстановке.
Фильм запросто можно отнести к разряду военной психологической драмы. С первых секунд кадры старой хроники и тревожная музыка готовят зрителей к рвущему сердце действию. И точно: немцы прут, наши пытаются эвакуировать из Мариуполя металлургический завод, известный сейчас как комбинат Ильича (Ленина, а не академика Некрасова, при всем почтении), а что нельзя вывезти, то готовят к взрыву.
С болью и слезой готовят – это же свое, родное, но и оставлять врагу такое добро не годится. Когда мартены уже в минутах от взлета на воздух, поступает команда «Отбой!», мол, пока будем круглосуточно ремонтировать танки. Бригадир Гейко берется за работу с жаром, в прямом и переносном смысле. Когда отдыхающая смена изможденно дремала в подвале, немцы нанесли авиаудар, рухнули цеха, рабочие оказались в изоляции.
Их, понятно, старались отрыть снаружи, в том числе жены, да и сами они рвались к солнцу. Но выйдя на поверхность, обнаружили удручающую картину: фашисты, развалины предприятия и города, семьи, по сути, в качестве заложников и еще целый ворох проблем. Гейко же персонально поджидал представитель фирмы Круппа, которой отошел завод (Владимир Сошальский), и мерзкий штурмбанфюрер СС Шлейхерт (Владимир Талашко).
Главного героя стали психологически ломать. Крупповский инженер манит привилегиями, деньгами, перспективами. Понятно, что Гейко нужен не только как бесценный специалист, но и в пропагандистских целях. Знатный стахановец, автор книг по сталеварению, в том числе переведенных на закордонные языки, депутат Верховного Совета СССР, человек, обещавший залить фашизму глотку сталью, моральный авторитет был бы оккупантам большим подспорьем. Что касается эсэсовца, тот не прочь без затей расстрелять дерзкого и непокорного мариупольца.
Роль личности Гейко понимают и его товарищи, создающие в городе подполье. Они Андрея оберегают, чтобы тот, не ровен час, не влип в историю. Потому как партизан много, а Гейко такой один. Но тому от этого не легче, приходит время душевного смятения, тягостных раздумий, товарищи-де рискуют всем, а он в стороне, к тому же вдруг ему не доверяют? Параллельно приходится решать бытовые проблемы земляков, питание доставать, топливо. Короче, не жизнь, а мрак.
Когда наступает момент дать первую плавку на восстановленном оборудовании, да еще и под прицелами телекамер и фотоаппаратов, призванных запечатлеть, как знатный советский рабочий вдохновенно вкалывает на Рейх, Гейко отказывается, по сути, уходит в печь. Сгорает… Товарищи мстят за него, залив фашистское кодло расплавленным металлом. Собственно, в реальной истории немцы так и не смогли наладить работу комбината Ильича за два года своего пребывания в Мариуполе.
Да! «Белый круг» почему? Его нашивали на одежду рабочим, которые были нужны немцам. Как бы обозначали их особый статус, но это и отличная мишень, если кто вздумает бежать. К сведению, хозяйничая в Мариуполе, фашисты уничтожили около 10 тысяч его жителей, 50 тысяч угнали в Германию. Андрей Гейко в фильме говорит: «Мы выстоим, мы победим. Век их не долог!» Все верно, так и получилось.
Фишка фильма
В съемках «Белого круга» были задействованы рабочие Ждановского металлургического завода имени Ильича. А старший мастер мартеновского цеха Иван Лут, Герой Социалистического Труда, обозначен как консультант фильма. Кроме того, большим подспорьем съемочной группе стали курсанты местного мореходного училища. В массовке кино о войне просто необходимы молодые подтянутые ребята.