#ProstoProSport рассуждает о личности главного тренера «Локомотива» Юрие Семине и его значении для клуба и нашего футбола.
Люблю я рассказывать эту историю, хоть устно, хоть письменно. Да и сами посудите, не каждому выпала завидная возможность толковать, было дело-де, как-то выпроводил я Юрия Семина из футбола. Причем, в этой фразе нет ни йоты обмана. Зато содержится изрядная доля иронии и самоиронии, помноженная на уважение к обозначенному персонажу. В момент, когда я помахал Юрию Павловичу вслед платочком, он был моим врагом. Сильным врагом, а оттого оставить его не у дел было актом почетным.
Тень и сияние империи
Случилось это 23 сентября 2012 года. Тогда скоропостижно завершилось второе и последнее (и на эту минуту, и, скорее всего, вообще) пришествие Семина в киевское «Динамо».
А я как раз трудился начальником пресс-службы донецкого «Шахтера». Тоже, разумеется, как мог, потел над тем, чтобы доставить «Динамо», а значит и Семину, как можно больше неприятностей. Закадычные же соперники, заклятые друзья, сами понимаете… Но моя роль была, не стану преувеличивать, очень и очень второго плана. Главным действующим лицом, исполнителем, режиссером, а иногда и костюмером вместе с суфлером в той остросюжетной футбольной пьесе выступал Мирча Луческу.
Это в России у него довольно кислый выдался кусочек биографии. Так, а у него и «Шахтера» под рукой не было, «Зенит» же оказался не самым подходящим инструментом для самого выдающего румынского тренера всех времен и, что интересно, народов тоже.
На Украине за спиной Луческу постоянно полыхало мартеновской печью сияние всемогущей империи Рината Ахметова. Не имеющие аналогов в тех краях возможности в сочетании с несомненными талантами Мирчи Михайловича, если честно, делали малороссийскую миссию Семина практически невыполнимой.
Эксцентрика конца карьеры
И все равно он исхитрился, пусть и один раз, но отнять у «Шахтера» важный трофей. В 2009 году динамовцы под предводительством матерого российского специалиста стали чемпионами. Правда, это был особый сезон для Луческу и его донецкой команды. До такой степени особый, что на золотые медали можно было смотреть свысока. В мае 2009 года «Шахтер» выиграл Кубок УЕФА, закрыв тем самым историю этого почтенного турнира. Причем, в полуфинале были биты как раз киевские динамовцы Семина. Это было очень сладко, не менее, чем даже победа над «Вердером» в финале.
Но давайте же вернемся в 23 сентября 2012 года. Тогда на роскошный газон «Донбасс Арены» вышли «Шахтер» и «Динамо», чтобы выяснить отношения в розыгрыше Кубка Украины. Преимущество хозяев было несомненным, на кураже подопечные Луческу смели ребят Семина в мусорный совочек и вынесли с глаз долой – 4:1.
Как полагается, венчало футбольное действо на стадионе общение журналистов с тренерами. Я по долгу службы, хотя и с плохо скрываемым удовольствием, сопровождал Юрия Семина на прессуху. Визуально он никак не отличался от себя обычного и повседневного – немного удивленный взгляд, неспешная, чуть монотонная оценка итогов матча, мягкое рукопожатие витыми пальцами (уж не знаю, чего они у героя нашего рассказа удивительно крученые) на прощание.
И все. «Динамо» улетело в Киев, а Семин, представьте себе, в Москву, домой. Думаю, ему уже было все понятно – украинская карьера закончилась. А лишний раз видеться с братьями Суркисами, надо понимать, Юрий Павлович не особо жаждал. В отставку его отправили заочно – сообщили на клубном сайте. Если правильно помню, Игорь Суркис на правах номинального хозяина «Динамо» что-то побубнел, мол, как же так, тренер не вернулся даже с командой в Киев для объяснений.
Чем руководствовался в этой ситуации Семин, судить не берусь, это только ему ведомо. Одно ясно: футбольная фигура такого калибра может себе позволить уйти и вот эдаким несколько эксцентричным манером. Тем более, от таких специфических работодателей, как братья Суркисы.
Каждому тренеру — свой цилиндр
Семин – это вообще дядька из прежних времен. Выпуск подобных моделей давно и безоговорочно прекращен. А до сего момента в футболе активно функционируют только самые крепкие и ладно собранные из них, пусть и не отсвечивающие особым европейским глянцем.
Гляньте непредвзято на Юрия Палыча… Кстати, его прозвище Шпалыч считаю одним из самых удачных, гармоничных и уютных, что ли, в нашем футболе… Так вот, посмотрите на него. Героическая ли внешность у этого мощного, античного почти тренера? Нет, нет и еще раз нет. С моей точки зрения – так уж точно.
Скорее это образ учителя астрономии из небольшого городка, подрабатывающего еще трудовиком и ведущего кружок художественного свиста в ЖЭКе на общественных началах. Отсюда его всегда чуть отрешенный взгляд, как бы, внутрь в себя. Шпалыч всегда несколько удивлен своими учениками: то они себя напрямую со звездами отождествляют и отказываются придерживаться установки при изготовлении простой, но добротной табуретки, то безбожно фальшивят, изображая паровозный гудок, хотя уж, казалось бы, чего проще. Иногда и радуют, конечно. Тоже внезапно.
Прическа крепкого в своих убеждениях модника 70-х годов и ставшая легендарной шапочка-петушок только дополняют гармонию образа. Представьте Семина с модно бритой головой или взбитым «коком», с ваххабитской бородой или бакенбардами, в сомбреро или цилиндре – моментально поймете, что я прав.
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…
Но внешность – это такое, не самое важное. Это всего лишь оболочка, в которую упаковано содержание. Славный свой футбольный путь через буераки препятствий Семин ведь не комичным своим головным убором прокладывал, а тренерским дарованием.
Окиньте взглядом его достижения, сознайтесь сами себе, что одним слепым везением такого объяснить нельзя. Понятно, что есть футбольные наставники и с куда большими коллекциями призов, кто спорит-то? Но Семину есть, чем похвастаться. Одни только российские чемпионства под флагом «Локомотива» чего стоят!
Разве же это не показатель, что команда, которая явно имеет финансовое топливо для своей топки, никак не может достигнуть золотого показателя, если управляется не Юрием Семиным? С ним, правда, тоже не всегда манна небесная начинается сыпаться на красно-зеленых футболистов, но без Шпалыча – тупик и безнадега. Во всяком случае, пока никто этого положения опровергнуть не сумел.
Можно, понятно, сказать, что мы имеем дело с тренером одной команды? Не совсем так. Но а если бы и так, что в том плохого? Семину нужен «Локомотив», и наоборот. Считайте, что так сложилось исторически. Кстати, Юрий Павлович без «Локо» смог выиграть золотые медали, чуть позже о том говорилось – с «Динамо» на Украине. Но «Локомотив» без Семина чемпионом так и не сподобился стать. Вот и думайте о роли тренера в истории. Как минимум, в истории московских железнодорожников.
Иконка советского человека
А еще, рассуждая о Семине, мне непременно хочется сказать о советских корнях его достижений. Мне, во всяком случае, кажется, что та самая, знаменитая закваска made in USSR в судьбе тренера сыграла не последнюю роль. Потому он Заслуженный тренер и РСФСР, и Таджикской ССР. И никаких проблем у него не было с географией трудовой деятельности. Украина? Пожалуйста! Азербайджан? Будьте любезны! Что в Новую Зеландию его занесло, так это исключительно из-за присущей все тем же советским людям любознательности. Интересно глянуть, как там за бугром. Но быстренько. Терпения хватает ненадолго. Домой тянет, потому что.
Сегодня Юрий Павлович Семин находится там, где ему самое место. В смысле, в «Локомотиве». В этом сезоне, конечно, времена у наставника еще более нервные, чем всегда. После прошлогоднего золотого успеха команду лихорадит, стабильности особой нет.
И что? А ничего. Это ровным счетом не отменяет большого, эпохального даже значения Семина для российского футбола. И это при любых раскладах, вне зависимости от того, на какой станции остановится «Локомотив» на финише чемпионата, и каковой будет дальнейшая творческая биография главного футбольного машиниста страны. Он ведь давно и безусловно состоялся, в тех границах, которые Господь Юрий Павловичу намерял.
Кстати, перед всяким матчем Семин достает из нагрудного кармана иконку, привычно крестится узловатыми своими пальцами… Лично мне всегда было трогательно и даже умилительно наблюдать за этим. В немудреном православном обряде нет ничего показушного или напускного, а исконного – сколько угодно. Нормальные действия русского человека перед ответственным моментом в жизни. А у тренера это – каждая игра и тренировка даже.
Самые въедливые и дотошные читатели могут, понятно, ущипнуть автора, мол, как же так, рассказываешь тут о Семине – советском человеке, а сюда же об иконке в его кармашке упоминаешь, как же так? Ничего неестественного в том не вижу. Советские – это русские, а еще русскоязычные и русскокультурные люди всех национальностей в особый период отечественной истории. Тренер Юрий Павлович Семин – яркий представитель той эпохи, просто не заблудившийся и в дебрях новейшего времени. Тоже, кстати, исхитриться надо.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом ПростоПроСпорт 29 ноября 2018 года
Были иногда моменты (в основном связанные с матчами между Динамой и Шахтёром), когда он давал повод люто себя ненавидеть. Хорошо, что сейчас по прошествии времени эти моменты как-то стёрлись из памяти. А после прочитанного так вообще Шпалыч вызывает только чувство уважения.