В Москве вышла интересная книга — «100 великих людей Донбасса», инициатором которой и редактором стал русский писатель Святослав Рыбас.
Тема Донбасса в последние пять лет — одна из самых актуальных в русской повестке. Поэтому все, что связано с этим русским регионом, вызывает большой интерес в российском обществе. Так что книга, не сомневаемся, вызовет серьезный интерес у читательской публики.
Об этом издании «Русской Весне» рассказал известный донецкий журналист Руслан Мармазов.
— Руслан, как появился этот проект? Кто стал его инициатором? Как вы думаете, эта книга будет востребована в России и в самом Донбассе? Если да, то почему? Что значит Донбасс для России?
— Идейным вдохновителем проекта «100 великих людей Донбасса» выступил писатель, историк, общественный деятель Святослав Рыбас. Он уроженец Макеевки, давно живет в Москве, но не теряет связей с малой Родиной. Вообще, Святослав Юрьевич очень донбасский человек, это ощущается во всей его деятельности. Чтобы убедиться, достаточно почитать одну из самых знаменитых его книг «Зеркало для героя». По этому произведению в свое время Владимир Хотиненко снял одноименный фильм, замечательный, надо заметить, главную его фишку — «петлю времени» — потом американцы стащили для своего кино «День сурка».
Надо сказать, что сама по себе идея написать биографические статьи о 100 выдающихся людях Донбасса — очевидна и благодатна.
Она просто-таки на поверхности лежала, но никто за нее не брался. Возможно, только сейчас время и пришло для такого проекта. Донбасс переживает сложные времена — идет война, гибнут люди, не пожелавшие принять чуждые им идеи нацистской Украины. На фоне этой трагедии особенно четко проступает роль, которую Донбасс играл и продолжает играть в истории России.
Святослав Рыбас называет его одной из пяти зон российской пассионарности, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Уралом и Баку. Почему именно, пояснять долго, кто прочитает книгу «100 великих людей Донбасса» — многое поймет из нее.
А от себя добавлю, что сегодня через Донбасс проходит линия фронта, на которой Русский мир отстаивает свое право на существование и статус одного из центров силы планетарного значения. С учетом этого фактора считаю, что книга «100 великих людей Донбасса» просто-таки обречена на успех. Собственно, собиратели серии «100 великих», которую московское издательство «Вече» культивирует начиная с 1998 года, выдав в свет уже более 150 томов, и ценители отечественной истории азартно охотятся за новинкой.
1000 экземпляров — это ведь совсем не так много — разлетятся моментально. Если придется допечатывать тираж или, скорее, готовить второе, доработанное издание, я не удивлюсь.
— Каким был принцип отбора великих? Каким критериям надо было соответствовать, чтобы туда попасть? Почему нет Рината Ахметова, лжепатриарха Филарета, который родился в Амвросиевке? А где знаменитый драматург Шварц, автор знаменитой антитоталитарной пьесы «Дракон»?
— Прежде всего, в число выдающихся донбассовцев люди попадают благодаря своим свершениям на благо региона, России, да и, не станем скромничать, всего человечества. Речь идет о тех, кто или родился в Донбассе, или состоялся в этих краях в какой-либо из сфер человеческой деятельности. Существует, помимо прочих, мнение, мол, стоило говорить исключительно об уроженцах Донбасса. Решительно не согласен с такой постановкой вопроса.
Донбассовец — понятие исключительно широкое, которое не загнать ни в какие в рамки. Это состояние духа, а не строчки в анкете, хотя и последние, разумеется, определенную роль исполняют. Если бы за основу было взято место рождения, то, скажем, в число 100 великих не попали бы Джон Юз, основатель Донецка, Никита Хрущев, глава Советского Союза, сформировавшийся как личность в Донбассе, Владимир Дегтярев, легендарный руководитель Донецкой области, и даже футболист Виталий Старухин, который на свет появился в Минске.
Собственно, феномен Донбасса в том и заключается, что он является уникальным плавильным котлом человеческих судеб. Кто подходит по составу — становится частью донбасского сплава, кто не подходит — отторгается, как шлак, зола, пустая порода.
Когда Святослав Рыбас пригласил меня участвовать в проекте в качестве одного из авторов и членов редакционной коллегии, было сказано, что мы берем биографии только тех незаурядных земляков, которые уже завершили свой земной путь. Стало быть, их биографии уже завершены, в той или иной степени сформулированы, а достижения несомненны.
Но, когда я подержал в руках уже готовую книгу, оказалось, что там есть несколько человек, которые продолжают жить и трудиться рядом с нами. Дай Бог им здоровья и многая лета. Например, в книге представлен выдающийся тяжелоатлет и уроженец Макеевки Юрий Власов или, скажем, начинавший свою творческую биографию крепильщиком на шахте в Горловке ректор МГУ Виктор Садовничий.
Руководитель проекта Святослав Рыбас принял решение сделать такие исключения. Ему видней. Я полностью доверяю его житейскому опыту и мудрости.
Ринат Ахметов упоминается в разделе, посвященном донецкому «Шахтеру». Кстати, это еще одно исключение: футбольная команда представлена как коллективный персонаж в истории Донбасса. Отдельной главы об Ахметове нет, как минимум, по причинам, о которых мы говорили чуть ранее.
Да, наверное, Евгений Шварц мог бы оказаться среди представленных в книге личностей. Во всяком случае в его биографии есть строки, касающиеся литературной деятельности в Донбассе. Но надо понимать, история края так богата на яркие характеры и выдающиеся таланты, что уместить всех в сотню нет никакой возможности.
Мне, скажем, не хватает раздела о стахановце-железнодорожнике Петре Кривоносе. Возможно, в будущем перечень героев будет трансформирован, дополнен.
Хотя, конечно, тогда стоило бы замахиваться на издание «1000 выдающихся людей Донбасса». А это 10 томов, подобных тому, что уже вышел в свет.
Что касается нерадивого мирянина Денисенко, который объявил себя патриархом Филаретом, то не считаю, что ему есть место в подобных книгах. Вот если бы мы взялись за сомнительный проект «100 негодяев Донбасса», тогда ему была бы отведена одна из центральных глав. Между прочим, такая книжица, пожалуй, могла бы стать хитом продаж. Но, знаете, лучше обойтись без нее. Не станем судить, глядишь, и не судимы будем.
— Какие неожиданные знаменитые имена можно там встретить?
— Для меня неожиданных имен нет. Все это достойные люди, внесшие значительный вклад в историю Донбасса. Другое дело, повторюсь, что их гораздо больше, чем 100, и не всем нашлось место в обложке обсуждаемого проекта.
Тем же, кто, возможно, еще не достаточно глубоко знаком с донбасским феноменом и его незаурядными представителями, не избежать при чтении книги примерно таких восклицаний: «Как? И этот тоже из Донбасса?»
А может быть и обратная ситуация. Например, вот скромное имя — Ефим Славский, родом из Макеевки. Трижды Герой Социалистического труда. Трижды! Десять (!) орденов Ленина. Ощутите просто. Один из руководителей советской атомной отрасли. Что имя его не каждому знакомо, так это понятно — ядерный щит страны, совершенная секретность. Теперь наступил момент и об этом человеке рассказать в книге, отдать дань глубокого уважения.
Материал Валерии Ахматшиной опубликован сайтом «Русская весна» 1 октября 2019 года