Посмотрел, не стану скрывать, умышленно, хороший шмат большой публицистики о творчестве Александры Николаевны Пахмутовой на «Первом канале». Повод понятен, грандиозному человеку, творцу исполнилось 90 лет. Любое ее произведение – это и событие, и часть истории Советского Союза, и обыкновенная радость для рядового слушателя, услада уху и душе.
У меня есть маленький личный повод порадоваться, что Александра Николаевна отмечает столь почтенный юбилей. В 2002 году её 73-летие совпало с поездкой потрясающей поэтическо-музыкальной четы Пахмутова-Добронравов в Донецк. Они входили в жюри конкурса «Отчий дом». И, как водится, состоялась пресс-конференция Александры Николаевны и Николая Николаевича для местных журналистов. Я в ту пору работал главным редактором донецкого выпуска «Комсомольской Правды» и включил свои добрые связи с устроителями фестиваля, чтобы меня до пресс-конференции познакомили с Пахмутовой и дали возможность задать ей 2-3 эксклюзивных вопроса.
Перед общением с широкой пишущей и снимающей аудиторией, меня подвели к Александре Николаевне, я представился, причем, даже самонадеянно достал свой кассетный диктофон «Sony», подарок моего отца, служивший мне верой и правдой много лет. Услышав о «Комсомолке», Пахмутова вежливо, но заскучала, и сказала, что там ее очень обидели. Написали-де такое, чего и не было никогда… По чести сказать, такое случалось, московские коллеги иногда были несколько менее деликатны, чем мы, искренние, сермяжные провинциалы. Формат, надо сказать, это позволял, понятно, но все же…
В общем, беседовать со мной она отказалась, мягко, но твердо.
И, знаете, это был один из сильнейших ударов по моему журналистскому, да и просто человеческому самолюбию в моей биографии. Да что там самолюбие… Для меня Пахмутова – это человек, который в формировании моей личности принял участие лишь несколько меньшее, чем родители. У меня просто сердце чуть не треснуло.
Я ведь пришел не потому, что редакция меня отправила. Слава Господу, в ту пору я сам себе придумывал и определял темы, которые интересны и греют душу. И тут такой удар! В глазах просто потемнело. Сказав что-то невнятное, мол, я же из донецкой редакции, нам сложно понимать, что там творят коллеги в головном офисе, извинился, и уселся в первый ряд на пресс-конференцию. Ведь моя любовь к Александре Пахмутовой и ее творениям ничуть не уменьшилась от этого нелепого, внеземного казуса. И общение, пусть и не с глазу на глаз, с этой замечательной женщиной, оставалось для меня огромной честью.
Не помню уже, задавал ли я вопросы на пресс-конференции. Но внимал с почтением. Хотя, скорее всего, скрыть свое грустное настроение получалось не слишком. Я ведь актер никудышный, и в покер играть мне явно нельзя — все эмоции на лбу написаны.
Когда пресс-конференция завершилась, вдруг я обнаружил, что Александра Николаевна смотрит на меня в упор, причем, ласково, и едва заметным движением глаз даёт понять, мол, подходи, я все поняла. Пахмутова — человек потрясающе тонкой душевной организации, она, конечно же, чутко просчитала, что вышло недоразумение. Во всяком случае, за некий, неведомый мне, кстати, и до сих пор, разлад с большой, вселенской «КП», я не должен нести наказание. Она позвала меня общаться.
Не думаю, что я задал тогда какие-то гениальные вопросы, но ответы были теплы и искренни – это я ощущаю и сегодня. Сам факт общения с таким прекрасным человеком, с непререкаемым авторитетом Страны Советов, был и честью, и наградой, если угодно. На первую полосу мы тогда вынесли, мол, Александра Пахмутова отмечает свое 73-летие в Донецке. Между прочим, для нашего города этот факт тоже важен, как мне кажется.
А теперь хочу вернуться к актуальному юбилею почтеннейшей Александры Николаевны. Ее величие — вне сомнений. Масштаб, калибр исполнителей песен Пахмутовой – Добронравова прежних, советских времен – тоже. Перечень титанов, не эстрады, нет, но высокого музыкального, классического теперь уже искусства, каждый из вас сам составить может, и удивиться. Неужели многие из нас были, и являются даже их современниками?
В принципе, понимаю желание скромных тружеников нынешнего телевидения освежить и модернизировать песни советских времен. Типа, чтобы молодежь и подростки приобщились, прониклись. И, понятно это, и естественно, и полезно, чтобы песни композиторов, увы, уходящей, но, благодаря природной жизненной силе, вцепившегося в современность стальными пассатижами вечности, Советской эпохи, оставались в эфире, в ушах и сердцах. Но, друзья мои, не могут очень и очень многие исполнители текущего момента, раскрученные даже, тягаться с прежними исполинами вокала.
Произведения гигантов пахмутовского пошиба… А Пахмутова, да, представьте себе, гигант, не смотрите на махонький ее росток, я же о таланте толкую. Так вот, не должны песни великих исполнять средненькие, о лилипутах мочу даже. Во всяком случае, не стоит этого делать в юбилейные дни, в тематических программах.
Понятно, что это никак творчество Александры Пахмутовой не принизит. Что вы, как это возможно? Но даст печальные размышления о некоторой деградации нашей культуры со времен СССР. Наверное, и это не праздные мысли… Но, опять же, не для юбилейных дней.
Песни композитора космической эпохи Пахмутовой пусть, сколько можно, поют из телевизора, хотя бы, такой же закалки исполнители. Считайте, это такое маленькое пожелание благожелательного слушателя.
MARMAZOV.RU