Поселок непуганых креативщиков, Индиана Джонс и последняя стрельба «Бумера»

Курьяново

Мужик проходит собеседование при поступлении на работу.

— Ваше имя?

— Василий.

— Женаты?

— Да, жена – Василиса.

— Дети есть?

— Сын Василий, дочь Василиса.

— Домашние животные?

— Кот Васька.

— Знаете, а на должность креативного директора мы вас не возьмем…

Этот старинный анекдот припомнился мне в поселке Курьяново, по-своему уникальном месте Москвы, о чем скажем чуть позже. Кто-то с креативным подходом, очень схожим с приведенным выше вариантом, тут в свое время славно погулял.

Сами судите, Курьяновский бульвар в тех краях заканчивается Курьяновским парком, за которым располагаются Курьяновские очистные сооружения. Бульвар пересекается 1- Курьяновской улицей, 2- Курьяновской улицей, 3- Курьяновской улицей, 4- Курьяновской улицей, чуть в стороне имеется и еще одна, 5-я, вы будете улыбаться, но, разумеется, Курьяновская улица. Кроме того, карта поселка сдобрена несколькими номерными Курьяновскими проездами.

Но примечательно это место не буйством экзотических названий. Большинство печатных материалов об этом поселке, а их достаточно, как правило – рассуждения о специфическом заповеднике. А кто я такой, чтобы стать в данном вопросе исключением? История иронично превратила кусок московской земли, бывшие вотчинные владения русских царей (вот прямо так, напрямую, как, скажем, и находящееся через Москву-реку Коломенское) в дюжине километров от Кремля, в консерву из 50-х годов ХХ века.

Курьяново естественными и рукотворными преградами отсечено от прочих территорий: с одной стороны, рекой, какой именно, уже понятно по предыдущему абзацу, с другой – полотном железной дороги. Получается такой тупичок, в который добраться можно только специально, а не заскочить по дороге, путешествуя куда-нибудь. А раньше, и нарочно собравшись в этот «затерянный мир» района Печатники, не так просто было туда проникнуть.

Изначальное Курьяново, точнее, что от него оставалось, снесли, чтобы в 1950 году запустить очистные сооружения, к которым пристроили новый поселок для персонала. Объект стратегический, так что, доступ в закрытую зону жестко ограничили. Надумаешь родственника в гости принять, так надо писать бумагу в компетентные органы, ждать разрешение. Причем, не факт, что оно будет. Строго, короче говоря.

Строили Курьяново пленные немцы. Симпатичные двухэтажные дома на четыре семьи, с палисадниками, хозяйственными постройками во дворах, все это создало оригинальную физиономию поселка.

С 50-х годов Курьяново, конечно, изменилось. Но не до неузнаваемости. Атмосфера провинциального покоя, так не похожая на муравейник остальной Москвы – это как раз то, ради чего сюда стоит приезжать. Ненадолго, разумеется. Слегка отдохнуть от дикого ритма мегаполиса, прогуляться по бульвару, парку, подивиться, что к местному ресторану с претензией на респектабельность и звонким названием «Оазис», с тыльной стороны пристроен курятник… И сразу обратно. Долго оставаться там нельзя. Затоскуешь, да и вообще, к покою привыкаешь мгновенно, потом сложно возвращаться в забег по жизни.

Да! Важная оговорка. Местные очистительные сооружения, давшие жизнь поселку, в прежние времена воздух, скорее всего, не ароматизировали. В различных публикациях доводилось встречать прямые указания на это дурно пахнущее обстоятельство. После модернизации аэрационных установок ситуация существенно изменилась. Во всяком случае, предвзято принюхиваясь, ничего неприятного я не зафиксировал. Впрочем, может не сезон? Или вонь находит тот, кто ее ищет? А моя экспедиция была посвящена иным явлениям. А именно, вкладу Курьяново в российскую и мировую культуру.

Есть в Курьяново замечательный пятачок, с которого, собственно, Курьяновский бульвар и начинается, чтобы впасть в Курьяновский парк… Дом культуры, почта с великолепным, стационарно прилепленным гербом СССР над входом и полицейский участок, совершенно зря обшитый нелепым пластиком, создают некое место силы поселкового значения. Изюминкой архитектурного ансамбля является памятник Ленину на клумбе и в окружении скамеечек: к ДК передом, к бульвару задом.

Я видал многие памятники вождю мирового пролетариата, большие и маленькие, эффектные и халтурные. Курьяновский Ильич – романтичен, что ли. Так мне, во всяком случае, показалось. Ощущение это вызвано рукой, как-то трогательно протянутой к воображаемым собеседникам. В этом жесте мягка неуверенность поэта, но не жесть в стиле «верной дорогой идете, товарищи!» Впрочем, некоторые злые языки находят в памятнике сходство с Кисой Воробьяниновым, просящим милостыню в Пятигорске. Не согласен с ними. Бессовестно врут и льют воду на мельницу капитализма.

О ДК Аэрации я уже как-то упоминал в рассказе о знаменитом панковско-махновском концерте конца минувшего века.

ДК Курьяново

Но! И ДК, и Ленин, и неподражаемые улицы Курьяново родом из 50-х годов, оказались в кадрах целого ряда фильмов. Причем, и значительных даже. Можно понять кинематографистов, найти прямо в Москве сочную натуру для съемок абстрактной глухой провинции, или улочек былых времен – большая творческая удача. Заметьте, это вам не из фанеры декорации выстроить, все же подлинно. Другое дело, что сюжет в эти красоты впишешь далеко не всякий.

В Курьяново снимали фрагменты культового фильма «Бумер» (2003). Поклонники криминальной романтики 90-х, разумеется, помнят ощущение комка в горле, когда четверка лихих парней с пистолетами идут на дело – грабить компьютерный клуб. И все у них пошло неуклюже, наперекосяк с фатальным исходом. Перестрелка с милицией, кровь, трупы, скупая мужская слеза, ну и все такое прочее, в рамках жанра.

Сцена снята у здания, где теперь с одной стороны вход в продуктовый магазин с несуразно высокими, даже для Москвы, ценами. Как это заведение функционирует, уму непостижимо. Ведь за углом стандартная «Пятерочка» с обычными для этой сети ценами. Говорят, на момент съемок «Бумера», в нынешнем продуктовом магазине была булочная, которую и замаскировали под компьютерный клуб, на пороге которого разыгралась кровавая драма.

Кроме магазина в здании есть кафе (ресторация, пивная, не суть важно) «Чердачок». Вход по лестнице наверх, натурально, на чердак. Удивительно дешевое разливное пиво, «крепыша» можно принести с собой, с меню россыпью — на отдельных листиках — знакомит среднеазиатская женщина, уверяющая, что вечерами тут отлично можно посидеть, тихо, спокойно… И никаких «Бумеров».

В другом суровом фильме – «Антикиллер-2» (2003) — памятник Ленину, о котором уже было говорено, служит фоном, на котором происходит террористический акт. Взрыв, пламя, дым, пыль… Ошалевшая от внезапности группа руководящих работников так и присела на балкончике ДК, на который Ленин смотрит.

Новогодняя кинокартина «Француз» (2004 года выпуска), не путать с одноименными лентами 1988 и 2019 годов. История о современной Золушке из российской глубинки, которой судьба подбросила подарок (сомнительный, по чести сказать) в виде денежного французского претендента на руку, сердце и прочие составляющие кроткой барышни.

Поначалу француз попал в суровый замес обстоятельств. Как говорится, добрые люди обогрели, обобрали, высадили из поезда в какой-то Тмутаракани… Он, понятно, мечется, пытается позвонить в консульство, да и вообще, найти себя на этой планете. Но языка-то не знает, русского, в смысле, вот и мается. Местные жители, кто мороженым его одарит, что зимой особенно актуально, кто елкой, поскольку Новый год неумолимо близится. Все это протекает на милых курьяновских улицах, елка иностранцу перепала, снова-таки, рядом с Ильичом.

А в фильме «Побег» (2005) Евгений Миронов, исполнявший главную роль, уходит от преследования… Несется от автовокзала, роль которого сыграл курьяновский ДК, вскакивает в машину на стоянке такси, а, надо сказать, таковая именно в этой точке и расположена в реальной жизни. Памятник Ленину провожает беглеца взглядом, когда тот на бешеной скорости катит по раритетным улица поселка аэраторов.

Но еще раньше прелесть курьяновской натуры открыли для себя пронырливые зарубежные кинематографисты. Американско-германско-канадско-британско-российская драма «К-19» (2002) о советской подлодке и подводниках. Исполнителя главной роли Харрисона Форда, знаменитого Индиану Джонса, привезли в Москву, чтобы тот в метро покатался (есть там такие кадры) и прошелся в форме капитана второго ранга, командира атомной субмарины по Курьяново. Из снятого в поселке, в фильм попало всего несколько секунд. Но ничего страшного, сам факт – уже достояние истории кино.

В местном эпосе же осталась легенда о знаменитом, но неприхотливым актере Харрисоне Форде, который коротал время в вагончике-гримерке, стойко переносил возникающие по ходу дела сложности. Якобы, даже выходил на снег и мороз (а дело было зимой) в одной футболке (и штанах тоже, не подумайте плохого), демонстрируя досужей публике отменную физическую форму.

В Курьяново я еще заскочу как-нибудь, есть такое желание. Возможно, и неоднократно даже. Не для того, чтобы найти отпечаток протектора «Бумера» или флотского ботинка Харрисона Форда. Место интересное, просто, необычное. Его хочется рассматривать и изучать.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий