Лестница в небо

Храм

Это в Европе в давние времена паломники были все больше из богатых. Где-нибудь, в XIX веке, чтобы к Святым местам отправился французский крестьянин или итальянский ремесленник – это вряд ли. Может, и случалось такое, но редко, как исключение. Все-таки, добраться до Иерусалима стоило приличных денег. И только из Российской империи поток паломников составляла самая, что ни на есть, беднота. Крестьянин какой-нибудь Орловской (Курской, Черниговской – не суть важно) губернии мог всю жизнь тяжко гнуть спину, отказывать себе в лишней краюхе хлеба, чтобы на склоне лет суметь купить билет на пароход из Одессы в Яффу (ныне – часть Тель-Авива).

Мечта о Святой земле

До Одессы-то, понятно, добраться попроще: котомку на спину, и вперед, пешочком. Хоть из Тобольска, хоть из Оренбурга… А там взял билет на корабль, самый дешевый – на палубу – и уже очень скоро, через каких-нибудь несколько дней, ступаешь по библейской земле. Обратите внимание на важную деталь: часто билет брался в один конец. Не то, чтобы была надежда подзаработать на обратную дорогу… Православный человек сильно рассчитывал, что Господь призовет его к себе прямехонько в Иерусалиме. Чтобы лечь до Страшного суда в Святую землю. Многим это удавалось. Собственно, поклонившись святыням Иерусалима, человек подводил черту своего земного существования. Важнее он уже ничего не мог сделать в своей жизни.

Какая мощь веры, друзья! Какая незыблемая убежденность в мудрости Божественного провидения! О самопожертвовании, умении отказаться от суетности мирского бытия — даже и говорить не приходится. Современного человека они впечатляют до чрезвычайности. Некоторых, чего греха таить, даже шокируют.

И еще один момент. В старинной православной традиции паломничества подкупает совершенно искреннее, неподдельное уважение, почтение даже, к Иерусалиму. Самому, пожалуй, удивительному городу на нашей планете. Конечно, есть места красивее, помпезнее, лощенее. Но нет города, события в котором оказали бы большее влияние на историю человечества.

Писать об Иерусалиме хочется. Впечатлениями, которые он дарит, просто необходимо поделиться. Вот, просто изнутри распирает это желание… Только страшновато браться за перо (карандаш, клавиатуру). Сколько выдающихся умов планеты пытались рассказать миру о своем взгляде на город из белого камня. Писатели, потрясавшие миллионы современников и потомков своим талантом, сочными мазками обрисовывали аскетичность Иерусалима. И что-то не очень всем им это удавалось. Находясь среди древних храмов, понимаешь всю тщетность попыток изложить на бумаге те чувства, которые охватывают в Иерусалиме. Слишком беден инструментарий, подвластный человеку. Для такой темы – ужасно беден и недостаточен.

Так это речь идет о великих писателях, мыслителях, теологах. А тут за дело берется всего лишь смиренный журналист… Словом, не судите строго, земляки, понимаю, что не смогу достойно описать великий город. Но не рассказывать, хотя бы вскользь, о незабываемых мгновениях пребывания на Святой земле, как-то тоже нехорошо. Особенно сейчас, накануне Пасхальных дней.

Танки Святого Георгия

До паломничества я пока еще не дорос. Оказаться в Святых местах Господь сподобил по служебной надобности. Так что, смотрел я на все глазами, скорее туриста. Хотя, и туриста неравнодушного к исторической и духовной части местных ландшафтов. Как и в старину, для большинства приезжих путь в Иерусалим лежит со средиземноморского побережья, из Тель-Авива.

Катишься в комфортабельном автобусе, и только тут начинаешь ощущать всем своим естеством, что представлял собой путь паломника раньше. Это сейчас — что-то около двух часов надо потратить на дорогу. Так еще, чтобы не заскучал гость ненароком, гиды станут без умолку щебетать исторические байки. А раньше, уже после морского путешествия, предстояло еще как-то покрыть расстояние до Иерусалима. Пешком, понятно. По дороге еще и подработать попытаться, чтобы был кусок хлеба и ковшик воды. От разбойников увернуться, которые не гнушались ощипать паломников.

Сегодня сам путь между Тель-Авивом и Иерусалимом, мог бы являться отдельным номером туристической программы. Если бы его не затмевали откровения, ожидающие в конечном пункте. А так экскурсоводы, лишь в виде «разогрева», снабжают слушателей полезными сведениями. Вот-де, город, где жил Святой Георгий. А вот там вы видите музей бронетанковой техники. Монастырь поодаль примостился, напрямую связанный с события библейской истории…

Какие там танки? Они были бы интересны в другой ситуации. Братцы, вдумайтесь только – Святой Георгий, Георгий-Победоносец. Один из самых почитаемых святых от Англии до Москвы, но говорится о нем буднично. Примерно, как у нас гиды толкуют о посещении Святогорья Чеховым. Да, величина. Да, популярный деятель. Но, в принципе, обычный персонаж из школьного учебника.

Сначала пытаешься как-то постичь всю махину обрушившихся на тебя эмоций. Как же это? Вселенского масштаба имя и вдруг такой житейский, бытовой, прямо скажем, момент – малая родина Святого Георгия. Вы мне еще точный адрес его дома назовите… И тут, как вспышка в сознании. Озарение прямо-таки! Может, в этом и есть главный момент пребывания в Святой земле: понять (если у кого еще оставались сомнения) реальность христианской истории. Вот же она, абсолютно живая и настоящая – рукой дотронься. И, доложу вам, осознание этого – дорогого стоит.

Образы Святого писания, предметы теософских споров, лики с икон обретают объем, наполняются особым содержанием. Все это перестает быть абстрактным сюжетом литературного произведения, превращаясь в такую же конкретику исторического процесса, как террасное земледелие, художники Ренессанса или создатели двигателя внутреннего сгорания. Разумеется, с поправкой на вклад в развитие цивилизации.

SMS Богу

Местные экскурсоводы достойны того, чтобы уделить им пару строк. Эрудированы и подкованы во множестве областей познания – это, само собой. Но миссия у них куда более обширная, чем просто потешить досужую публику. Это идеологические работники. Наподобие политруков Советской армии или специалистов отделов агитации и пропаганды былых обкомов-горкомов. Только действуют они изощренней, с выдумкой и инициативой.

В их задачу входит расположить гостей к государству Израиль. И это нормально. Больше того, здесь есть чему поучиться. Кстати, каждому прилетающему в аэропорт Бен-Гурион иноземцу, тут же вручают по бейсболке и значку, с сообщением о том, что «Израиль любит тебя». Милый пустячок, а человек сразу ощущает внимание к себе. Но речь сейчас не об этом.

Гиды ненавязчиво (а иногда и напористо, от квалификации зависит) гнут свою линию. Говоря о христианстве, могут себе позволить ироничную улыбку. Мол, конечно, взяли все из Торы и придумали собственное толкование. Высказывание о мусульманах – резкое, порой, пугающее. Вплоть до фраз: «Они — бешенные. Ну, что вы хотите, молодая религия!» Понятное дело, что тут же слушатели будут подведены к мысли о том, что основа-основ лежит в иудаизме. Остальные религии, в лучшем случае, заблуждаются.

В принципе, не самый сложный идеологический прием. В чем-то, даже наивный. Но многие клюют. Нет, не бросаются в синагогу с просьбой записать в евреи. Что, в общем-то, и невозможно для большинства. Для начала спешат к Стене плача, чтобы написать записочку, втиснуть ее между камнями. По сути дела, это почтовый ящик, из которого ваше послание прямехонько должно попасть на небеса. Причем, гид непременно скажет, что традиция писать просьбы для отправки «наверх» работает для всех вероисповеданий. Мол, даже Папа Римский и тот не погнушался.

Видели бы вы, с каким азартом наши туристы, сопя и прикрывая писанину от других, черкают свои послания. Да, из соображений христианской концепции – пустое занятие. Да, немало местных обывателей понимают всю полноту языческой подоплеки такого ритуала. Но уж больно заманчиво вот так, по кратчайшему пути, довести до самой высшей инстанции свою просьбу. Понятно: всем хочется счастья. И, желательно, побыстрее. А тут такая оказия.

В чем идеологическая составляющая? Если говорить просто, у иудеев крепко развит инстинкт самосохранения. Много веков их гоняют по всему свету, так что волей-неволей научишься придумывать действенные системы защиты. Никто особенно не надеется, что разношерстная иноплеменная масса начнет чтить Тору. Но, если человек усвоил, что иудаизм – суть древнейшая и правильная религия, да еще и поучаствовал в ритуале… Считайте это вакциной лояльности. Может, понятно, и не сработать. Ну, а вдруг?

Сложно представить иную страну, кроме Израиля, где бы могла иметь успех фишка под названием «SMS Богу». Некие предприимчивые люди запустили шумную рекламную компанию: по такому-то номеру можно прямо через «мобилку» отправить сообщение Всевышнему. А почему нет? Если публика письма пишет на небеса, отчего более современная технология не подходит? Логично. SMSки пошли нескончаемым потоком, кто-то поднял серьезные деньги.

Но все это лишь мелкие штрихи. Главные впечатления еще впереди.

Котел, без права на выплавку

«Под небом голубым, есть город золотой», — это, скажу вам точно, не про Ялту писано, как думали некоторые граждане, услышав песню в фильме «Асса». Это про Иерусалим. Во всяком случае, именно такое первое впечатление, когда подъезжаешь к городу. Небо там, практически, круглый год голубое, дождей почти нет. А город, как стали строить в античные времена из иерусалимского камня, так по, сей день, и продолжают. Даже если здание вывели из иного материала, облицовка строго иерусалимская. Камень же этот бело-желтоватый, в свете солнца дома кажутся золотыми. И еще, ни одно здание не может здесь быть выстроено таким образом, чтобы оно выбивалось за ландшафтную линию. Иными словами, крыши ловко вписываются в горизонт, ничто не нарушает гармонии.

Чем ближе к Иерусалиму, тем сильнее бьет по сознанию масштабы названий. Обычная долина на подъезде к старому городу стала прообразом ада. Той самой «гиены огненной»! В древности тут совершались жуткие жертвоприношения, вот и пошел страшный образ через века и тысячелетия.

А неподалеку находятся самые престижные кладбища мира. И мусульмане, и иудеи, и христиане сошлись на том, что первыми будут подняты на Страшный суд, похороненные здесь, у иерусалимских стен. Скажете, слаб человек, даже на погосте престиж ищет? Ну, может быть и так. Хотя, наверное, здесь немножко другое дело. Все-таки, говорим о вещах, важнее которых и быть не может – о встрече с Господом. Впрочем, подозреваю, что он сам определит, кого первого станет судить по делам его.

Старый город, который и является центром паломничества представителей трех религий, обволакивает обаянием старины с первых же шагов. Пытаешься осознать, что какие-то камни сложены в стену тысячу лет назад, а какие-то и две тысячи – и ловишь себя на том, что не в состояние охватить разумом всю эту уймищу лет. Пристройки XIV века вообще считаются не очень достойными того, чтобы тратить на них внимание. Это же натуральный новострой! Археологи, которые трудятся на этой территории, на всякие там памятники средневековья и не смотрят. Для них это все равно, что нам вдруг увлечься археологией середины 80-х годов ХХ века.

Входишь в ворота и тут же попадаешь в котел. Почему-то первая ассоциация именно такая. Ну, не совсем «почему-то», объяснение есть. Бредешь по старинным узким улочкам и диву даешься – как этот город до сих пор существует? Почему его не разорвало, как бурлящий котле, который наглухо задраили крышкой? Больно уж тесно здесь переплелись религии, представители которых, зачастую, друг к другу настроены, как угодно, но только не дружелюбно.

Еврейский и мусульманский сектора размежёваны стеной – поверху змеится узорами колючая проволока. Меры безопасности, как в прифронтовой полосе. Узкая линия, отделяет две культуры, которые не без удовольствия уничтожили бы одна другую. С одной стороны, сверкает золотом купол мечети и муэдзины славят пророка Мухаммеда. С другой, иудеи в диковинных шапках и с кудрявыми пейсами, совершают свои таинственные обряды. Между ними — считанные метры и бездонная пропасть.

Большинство улиц превращены в базары, где арабы стараются навязать свой товар – от кожаных тапочек до икон. Замысловатые восточные халаты продаются буквально у входа на территорию Ордена госпитальеров. Именно здесь находилось медицинское заведение времен крестовых походов, откуда вышла одна из самых знаменитых военно-религиозных организаций… А там, глядишь, пошли вереницей суровые монахи кавказской наружности. Или православные батюшки. Или ксендзы. Или стайка африканских тетушек в отчаянно синих бейсболках, с надписями, прославляющими Иисуса.

И кипит этот котел культур и религий, клокочет… Веками пытается переплавить противоречия конфессий, которые, в общем-то, проповедуют сходные, универсальные в своей доброте принципы, но ничего не получается. И в ближайшее время вряд ли выйдет – в этом веке точно не стоит ожидать умиротворения. Хотя, тут все, как Господь решит. Это его город. Точнее, все города его, но этот – особенно. Кто знает, может Иерусалим для того и нужен, чтобы показать людям, что можно жить рядом, если даже между ними существуют существенные различия? Маленькая модель большого мира.

Торговцы и храм

Если идешь по Иерусалиму впервые, важно выдержать поток впечатлений, который обдает со всех сторон. Иначе к главной точке путешествия подойдешь совершенно ошалевший. А это никуда не годится. Потому что, там надо воспринимать все с максимально возможной свежестью и ясностью разума. «Все» — это, в первую очередь, собственные чувства.

На ближних подступах к Храму Гроба Господня (сюда, как вы сами понимаете, и стремятся попасть христиане всего мира) ждет еще одно испытание. Скачущие галопом, из-за хронической нехватки времени гиды, вдруг утрачивают стремительность бега, становятся спокойными и заторможенными. Не потому, что на них снизошла особая благостность. Просто мы подошли к главному базару, где в большущих павильонах арабы квалифицированно торгуют крестами и иконами, ладанками и миром, Святой землей и Святой водой. Гиды, разумеется, имеют процент с торговца, к которому они завели свою группу экскурсантов. Цены заоблачные.

Понятно, это несколько смущает. Через несколько шагов войдешь в Храм Гроба Господня, а тут такая проза: торги, где тебя непременно обдерут. Здесь торговцы, святые для христиан атрибуты, воспринимаю только, как товар. Причем, весьма ликвидный.

Но разве можно не освятить у Гроба Господня икону или крестик? Нет, такая мысль просто не допускается. А значит, принимаются любые цены. Как знать, может и это совсем не случайный момент? Урок смирения, допустим. Урок понимания, что в мире много разного понамешано: и святое часто находится совсем близко от тленного. Важно сделать правильный выбор.

А чисто по-житейски, добрый вам совет. Если знаете, что вам посчастливиться оказаться в Святых местах, прихватите с собой заранее иконы, крестики. Все это, после вашего посещения Храма Гроба Господня, станет семейными реликвиями, которые пойдут от отцов к детям. Это не жадность, не попытка сэкономить. Лучше пожертвуйте на храм, поделитесь с бедными… Сдается, это лучшее применение высвободившимся деньгам.

Скромность и величие Голгофы

Преодолев последний барьер в виде настырных арабских бизнесменов, попадаешь туда, куда стремился. Подходишь по вытертым миллионами ног камням ко входу, слушаешь, как бьется твое сердце, и понимаешь, что никаким другим этот храм и быть не мог. Он очень скромный! Да-да, только таким может быть главный памятник земному пути Христа.

Когда читаешь библейские тексты, все кажется очень большим. Голгофа – огромна. Пещера, где был похоронен распятый Иисус, находится где-то совсем далеко от креста… Да и вообще, просторы такие бескрайние, масштабным нечеловеческие. Под стать самому событию, под стать жертве, принесенной за наши грехи. Такие, во всяком случае, дает иллюстрации воображение.

Но грандиозность действа не обязательно сопровождается соответствующим размахом пейзажей. Вся тонкость, как раз в том и заключается, что Иисус был подлинным историческим персонажем. Не потрясал никого своим ростом и прочими антропометрическими показателями. Это был обычный человек, с необычным предназначением. Сын Божий, в котором не каждому дано было рассмотреть Спасителя. И Голгофа превосходит Эверест только по степени своего духовного значения. Но никак не метражом. В Храме Гроба Господня, как нигде в ином месте, понимаешь, что Божью благодать никакой земной мерой не измерить. Нет таких аршинов.

А площадь, на которой развернулись главные события в жизни нашей планеты, мизерна. Здесь вообще все очень миниатюрно. Чтобы от входа в Храм Гроба Господня подняться на собственно Голгофу, надо преодолеть лестницу всего в пару десятков ступенек. Обычный алтарь, но вид его вызывает благоговение, вплоть до дрожи. На этом месте Иисус взошел на крест. И если даже вы не каждый день заглядываете в Святое писание, услужливая память (а может это фантазия, а может и еще что-то, совсем нематериальное) все равно выдаст картинку: три креста на фоне пронзительного лазурного неба, стенания женщин, копья римских легионеров… Начало нового пути рода людского.

Опустившись на колени, подбирайтесь к отверстию, через которое можно потрогать шершавую поверхность Голгофы. Для кого-то это прикосновение к истории, для кого-то — к религиозной святыне, или тому и другому вместе взятым.

Спустившись с Голгофы… Бог мой, даже не по себе становится от написания таких слов… Так вот, спустившись, буквально в 2-3 метрах от ступенек, прихожане оказываются на месте миропомазания, снятого с креста Иисуса. Большая каменная плита коричневато-розоватых оттенков обозначает точку, где все это происходило две с лишним тысячи лет тому назад.

Здесь всегда много народа. Люди разных рас, национальностей, профессий, различных христианских течений становятся на колени, чтобы приложиться к святыне. Друзья, эти чувства не сыграешь: скорбь в глаза вместе с надеждой на что-то очень светлое.

Отсюда путь лежит к главной реликвии христианского мира – Гробу Господню.

Пещера за иконой

Ни с чем не сравнимое по энергетике место! Само по себе здание церкви создает впечатление, что снаружи она меньше, чем изнутри. Понятно, что иллюзия, но очень реалистичная. И сильнее всего ощущаешь это вблизи Гроба Господня. Большая ротонда с маленькой часовенкой в центре — это и есть место, где Христос был погребен, откуда вознесся на небеса. Как просто написать, как сложно поверить в свое счастье – находиться в точке соприкосновения приземленного и божественного.

К часовенке всегда стоит длинная очередь. Рядом, в глубокой задумчивости, находятся католики Бразилии, подвижные итальянцы, православные из Сибири и Кипра, все, кто почитает Христа. Знаете, удивительная метаморфоза происходит с людьми, которые подходят к святыне. Нет, они внутренне готовятся к тому, что увидят, к чему прикоснутся. И, тем не менее, только здесь все становятся подчеркнуто собранными, сдержанными, глядящими, как бы, внутрь себя. Здесь даже самые прожженные циники обретают особое смиренное состояние души. Хотя бы на время.

Гроб Господень принадлежит всему христианскому миру. Но присматривают за ним хранители из специального православного объединения. Греческие монахи окормляют пеструю паству, прибывшую со всех концов света. Монах с окладистой черно-седой бородой добродушен, кого надо – взбодрит, другим подскажет что-то важное перед входом в часовню. Она, надо заметить, разделена на два отсека – оба очень маленькие, запускают туда по 4 человека – не более. Первое помещение связано с ритуалом зажжения Благодатного огня на Пасху Иерусалимским патриархом. Тут собираются с мыслями для завершающего, самого главного эпизода паломничества.

Узкая дверца, в которую можно пробраться, только низко наклонившись, и вот она – цель нашего пути. Вместе с тремя попутчиками падаем на колени. Каждый креститься, выкладывает на гладкий камень, символизирующий Гроб Господень, припасенные свечи, иконки, крестики. Все это будет привезено домой и подарено самым близким людям. Долго здесь находиться не получится. Снаружи ждут сотни желающих припасть к святыне.

По чести сказать, момент прикосновения оказался для вашего автора таким волнующим, что толком рассмотреть, как все выглядит внутри главной комнатки христианской веры, не удалось. И снова повезло: пару дней спустя Господь сподобил снова оказаться в Иерусалиме. И опять я отправился по знакомому теперь уже пути… Кажется, будь такая возможность, посещал бы святыни максимально часто. Не могут надоесть прикосновения к вечности.

Второй раз с волнением удалось справится лучше. Слегка осмотрелся. Все лаконично, строго, но как-то очень гармонично устроено у Гроба Господня. На стенах православные иконы, свет дает мягко мерцающие свечи. И тишина чарующая. Ничего не должно отвлекать от молитвы.

Икона Божьей матери, что расположена напротив входа – особая. Монах-грек показал, что если сместить ее в сторону, открывается фрагмент подлинной стены пещеры, где упокоился Иисус. И откуда он вознесся на небеса.

В который раз уже в этой статье говорю о том, что по-новому ощущаешь многие привычные слова. Но что уж тут поделаешь, так оно и есть, когда находишься в Иерусалиме. Стоя на коленях у Гроба Господня понимаешь, что «Христос Воскрес!» — это не только пасхальное приветствие. Но и передающаяся из века в век констатация конкретного исторического факта. Христос Воскрес и дал всем нам шанс на искупление и спасение.

Руслан Мармазов

Материал опубликован в газете «Донецкие новости» в апреле 2006 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий