«Солнечная баллада», 1970 год, творческое объединение «Экран»
Афиша
Режиссер: Альберт Атаханов
Оператор: Константин Хлопунов
Актеры: Тамара Миансарова
Что за кино-то?
Эстрадных звезд было уровня Тамары Миансаровой или, скажем, Валерия Ободзинского на работу в Донецкую филармонию в 70-е годы прошлого века заносило, соглашусь с этим и спорить не стану, разве что волной неприятностей. У обоих упомянутых исполнителей возникли принципиальные трения с «Москонцертом». Но трудоустраиваться они отправились не куда-то, а в Донецк. Который их, опальных, душевно принял. Тепло, как родных. Что тоже кое о чем да говорит.
Тамара Миансарова так и вовсе стала в Донбассе своей. Ордена Шахтерской Славы, согласитесь, у нас не каждому дают. А певица стала полным кавалером этой почетной и престижной горняцкой награды.
Ободзинского я здесь вспомнил для примера только лишь. А так в этом разделе речь идет исключительно о Тамаре Григорьевне. Точнее, о 32-минутной музыкальной киноленте, созданной в 1970 году на всесоюзном т/о «Экран» под руководством туркменского певца и режиссера Альберта Атаханова. Миансарова стала главной и единственной звездой в «Солнечной балладе», снятой в уважаемом тогда и телевидением, и зрителями жанре фильм-концерт. Прелесть в том, что действо там происходит исключительно в Донецке, с небольшими вкраплениями клипов в антураже Святогорья и Азовского побережья.
Донецк начала 1970-х выглядит восхитительно. Только что город отметил свое 100-летие, потому сиял, как юбилейный рубль. По первому кадру можно подумать, что перед нами волнующееся море, а вот и нет – так ходят «волны» в культовом донецком фонтане на площади Ленина, если крупным планом взять. Затем на экране сменяют друг друга театр Артема (без жуткой скульптуры, что сейчас пристроилась у него на крыше), спуск к Кальмиусу по проспекту Ильича с солидными круглоглазо-удивленными передками «Волг», которые ГАЗ-21, Северный автовокзал, пруд в парке Щербакова, по нему певицу игриво катает на лодочке мужик в желтой рубашке.
Если двигаться со стороны Макеевки в центр, начало моста через Кальмиус, правая сторона, в детстве просто-таки манило меня. Удивительный съезд с легкими перилами, как мне казалось, просто-таки создан для катания по нему на велике и бросания камешков в воду. Этому месту в фильме посвящен целый клип.
Не знаю, как кто, а я воспринимаю Донецк 1970 года с особенной, сладкой ностальгией. Наверное, потому, что я тогда только подбирался к 2 годам своего существования на планете, родители были молоды и беззаботны, мама вообще была жива, а отец был молод и богатырски здоров, впереди вырисовывалась такая прекрасная перспектива… В таком светлом и бодром ключе смотрится и весь фильм «Солнечная баллада».
Без малого дюжина песен вошла в музыкальную ленту. Связаны они исключительно исполнительницей, местом действия и атмосферой чудесных советских лет. А, если уж по большому счету, то темы очень разные, но, понятно, все больше лирические.
Началось все с обязательной программы из трех песен на украинском. Если первая была хрестоматийной – «Чорнобрывци», то третья включала в себя элементы буффонады и эксцентрики. Миансарова, которой не хватало какого-то года до 40, изображала девчонку, сомневающуюся, а полюбит ли ее кто из-за мизерного роста? Кокетка, тоже мне, нашла, о чем переживать… Артистка плясала от стадиона «Шахтер» на мосту в сторону Университетской. За ней двигалась пожарная машина с музыкантами в блестящих касках и вызывающе модных, можно сказать, в восхитительных штанах.
Сильная песня зафиксирована на проспекте Ильича перед магазином «Элегант» (дончане средней, полусредней и абсолютной возрастной категории отлично помнят его). Миансарова с фоном из пляшущей молодежи распевала о новом танце «Ай-люли», который вовсе не иностранный, а вовсе даже придуман в Рязани. Впрочем, типичные «буги-вуги», сопровождавшие текст, с головой выдавали маленькие музыкальные хитрости советской эстрады. Кто будет смотреть фильм, обратите внимание на исполнителей лучших ролей второго плана в этом клипе. Продавцы соседнего магазина прилипли к витринам и смотрели во все глаза. Их можно понять: шоу на улицах город был в то скромное время откровенно мало балован.
Когда ближе к концовке героиня фильма томно ехала по центру ночного Донецка на машине «мечта Деточкина», я обратил вниманию на иллюминацию в виде светящихся копров. Не День ли шахтера? Точно он, не ошибся. Последняя тема, мегапопулярный «Солнечный круг», громыхнула на фоне забитого под завязку ЦС «Шахтер», где народ явно собирался отмечать главный праздник Донбасса. Здравица на табло в адрес горняков и памятник-эмблема с Шахтерской площади венчают фильм и ставят в нем логическую точку.
Фишка фильма
С 1970 по 1972 год Донецк одновременно представляли две суперзвезды советской эстрады: Тамара Миансарова и Валерий Ободзинский. Второй, между прочим, был приписан к нашей филармонии целую пятилетку, с 1967 по 1972 год. Первая же и того больше — 12 лет (1970–1982). Исторический факт и повод для гордости.
MARMAZOV.RU