Не так давно в Москве был реанимирован культовый некогда журнал «Донбасс». В минувшие времена крутое и респектабельное было издание. Сейчас инициативные товарищи пытаются вернуть журналу былое величие, тем паче, в этом году «Донбассу» — 100 лет.
В первом обновленном номере, по чести сказать, есть к чему придраться. Шероховатости, всякие сучки и задоринки видны невооруженным глазом. Но это же только начало, надо думать, впереди будет сплошной рост идейного и художественного уровня?
Но главное, что есть в номере и несомненный успех. Гвоздевой материал! Для ценителя, для меня, например, это и вовсе сенсация. Новая редакция «Зеркала для героя» Святослава Рыбаса, образца 2022 года.
По этому произведению режиссер Владимир Хотиненко поставил в 1987 году отличный одноименный фильм. Самая донбасская по кинолента из всех, которые когда-либо снимались. Или, во всяком случае, одна из самых донбасских — по духу, по ментальной атмосфере.
Но сценарий существенно отличался от первоисточника. В фильм, с подачи сценариста Надежды Кожушаной, привнесена фантастическая нотка.
Главные герои попадают в послевоенный Донбасс и барахтаются там в «петле времени». Один и тот же день для них повторяется бесчисленное количество раз, давая возможность переосмыслить всё на свете… Притча, в принципе.
Основанный на похожей идее американский «День сурка» вышел на 6 лет позже, чем «Зеркало для героя» — это на всякий случай скажу, чтобы вопросы не возникали.
Кинематографистов впечатлил рассказ Рыбаса, что мысленно он возвращается в день своего рождения — 8 мая 1946 года — представляет, как там что было… В итоге вышел незаурядный, по-своему уникальный даже фильм времен позднего СССР.
И вот теперь Святослав Рыбас издает новую редакцию своей повести, которая теперь уже прилично отличается от изначального варианта. Но бьет очень близко с сюжетом фильма «Зеркало для героя». Шикарная идея и мастерское ее воплощение в жизнь.
Мне отдельно приятно, что в предваряющую повесть статью об истории создания «Зеркала для героя» вошел фрагмент интервью Святослава Рыбаса, который я несколько лет назад записал для литературного альманаха «Дончанин». Проект дальше мининфо ДНР не продвинулся. Но рукописи-то не горят. Вот материал теперь и пригодился.
О чем это говорит? Например, что журналистика похожа на биллиард — хороший удар никогда не пропадает.
Руслан Мармазов