Донецкий период Валерия Ободзинского: ни капли водки и сумасшедший «чёс»

Валерий Ободзинский

От автора. Этому материалу больше 20 лет. Заказ на него пришел из киевского офиса «Комсомолки», где нашли инфоповод вспомнить о Валерии Ободзинском. Идея была заказать по куску текста двум авторам.

Один писал об одесских приключениях певца, с этим городом у того многое было связано. Второй брал на себя донецкий период. Может быть и не такой яркий, но показательный. Несколько лет Ободзинский являлся солистом Донецкой филармонии.

Разумеется, мне предложили заняться донецкой частью статьи. Задание показалось интересным. И не показалось даже, а таким и было.

Мне повезло пообщаться с человеком, который работал вместе с Ободзинским. Александр Цыгальницкий – прекрасный собеседник. Жаль, что газета имеет свои границы, нельзя все интересные истории в нее поместить.

Материал вышел в фирменной рубрике «КП» — «Из первых уст».

«Валера был — номер один!»

Журналист «КП» встретился с барабанщиком из группы Ободзинского

Творческая биография певца Валерия Ободзинского, при ближайшем ее изучении, как бы делится на три периода. Причем два из них связаны с самозабвенным употреблением алкоголя. А делит их небольшой, но плодотворный промежуток времени, когда кумир миллионов не пил ни капли.

И что характерно, безводочный эпизод каким-то образом совпал с пребыванием певца под флагом Донецкой филармонии.

Наш собеседник Александр Цыгальницкий, игравший в группе Ободзинского на ударных инструментах.

За Ободзинского заступаться было некому

— Я переехал в Донецк из Хабаровска по приглашению Ободзинского (а он какое-то время до этого уже был приписан к местной филармонии). Вместе мы проработали около двух лет, до лета 1971, и я ни разу не видел, чтобы он пригубил спиртное. Даже, когда собирались отметить чей-либо день рождения, Валера хорошо кушал и уходил. Хотя, конечно, ходили легенды о том, как он мог пить. Их рассказывали ребята, знакомые с ним по Одессе… Позже Валера снова вернулся к алкоголю, и его смерть от сердечного приступа, конечно, в немалой степени связана именно с этим.

— Кстати, как Одессит попал к вам в город?

 — В Донецкой филармонии была очень хорошая дирекция, для артистов создавались отличные условия. В конце 60 — начале 70 годов Донецк на советской эстраде представляли два гиганта — Валерий Ободзинский и Тамара Миансарова. Филармонии было полезно иметь в своих рядах артистов, способных зарабатывать деньги, они позволяли содержать симфонический оркестр, лекторскую группу и т.д. Ну, а артисты делали план для филармонии и имели возможность заработать на гастролях.

— И как платили?

— Ставки были издевательские, поэтому получить деньги можно было только в результате жуткого «чёса». Мы давали по нескольку концертов в день, собирали залы в 6-8 тысяч человек. Представляете, какие это сборы? А ставка Ободзинского была, кажется, 30 рублей… Конечно, администраторы шли на всякие уловки, для кассовых исполнителей делались надбавки. Но система сама по себе была ненормальная.

— Уловки карались?

— Естественно, в условиях жесткого контроля можно было нарваться на неприятности. Да и тот факт, что какой-то Ободзинский получает на порядок больше министра культуры, не устраивал государство.

Для него «закрыли Россию». То есть гастролировать можно было везде, кроме РСФСР. Тут же он, при всей своей сверхпопулярности, исчез с экранов телевизоров. На радио записи пускались разве на продвинутых станциях, типа «Маяка». Ободзинский пострадал не один, тогда «под раздачу» попал Муслим Магомаев, еще кто-то…

Но за Магомаева заступился Азербайджан — певец получил Заслуженного артиста — и снова все дороги открыты. А за Ободзинского заступаться было некому, его считали выскочкой. Так что в конце концов нам пришлось влиться в оркестр Олега Лундстрема.

Пластинки выходили сумасшедшими тиражами

— Ободзинский носил довольно нелепое звание Заслуженного артиста Марийской АССР. Зачем это ему было нужно?

— Тогда, чтобы иметь поменьше проблем, звание было необходимо. Кобзон, например, был Заслуженным артистом то ли Чечни, то ли Чувашии.

— А Юрий Антонов — Кабардино-Балкарии, кажется?

— Что-то в этом роде. Схема была простая — популярный исполнитель ехал в какую-то республику, знакомился с ее руководством, давал определенное количество концертов, получал звание, и уже никто не мог ему перекрыть гастроли.

— Пластинки Ободзинского выходили сумасшедшими тиражами, артист от этого что-то получал?

— Композитор получал. А певцам, музыкантам платили один раз за запись. Как-то, помню, нам перепало по 8 рублей.

К слову, я был свидетелем, как Ободзинский записывает песню. Феноменально! Берет текст, он его не видел и не слышал. Изучает, слушает мелодию. Потом поет один раз. Затем пишет вчистую! В редком случае делал дубль.

— А что у него с музыкальным образованием было?

— Ровным счетом ничего. Кто-то говорил, что он, якобы, играл на контрабасе. Вот уж чепуха! Ни на чем он не играл. Просто имел невероятный талант и красивейший голос.

— Говорят, дамы от этого голоса впадали в экстаз?

— Так и было. Ободзинский не был красавцем, но успех у женщин имел грандиозный.

— Расскажите, пожалуйста об отношении звезды и музыкантов. Присутствовала какая-то субординация?

— Отношения прекрасные, никакой звездной болезни у Ободзинского не было. Всем нам он очень помогал, кто попадал в неприятности – отмазывал, квартиры пробивал, еще какие-то вопросы решал.

— Если сравнить с современной эстрадой, то на чьем уровне по популярности был Ободзинский в свое время?

— На уровне Киркорова. Тогда и сейчас, конечно, разное время. Киркоров симпатичный парень, плюс семья, плюс хорошие песни, легенда и т.д. Правда, его песни меня не трогают. Но по уровню популярности Киркоров и Ободзинский сопоставимы. Валера был — номер один!

Штрихи

  • Валерий Ободзинский был заядлым курильщиком. Но мог весь день воздерживаться от табака, чтобы не портить голос. Зато после работы вечером накуривался до одури.
  • Во время гастролей артисты сами себя развлекали. Играли в «дурачка» на всякие смешные желания, а последний концерт превращался в сплошную вереницу розыгрышей.
  • Однажды решили рассмешить Ободзинского. Нарядили некоего Леву, рабочего сцены (несуразный носатый персонаж), в женское платье и поставили в кулисы. Ободзинский увидел, но, вопреки ожиданиям, не подавился смехом, а с серьезным видом подошел, схватил «даму» за руку и вытащил на сцену. Зал не сильно понимал, что происходит, зато Леву едва удар с перепугу не хватил.
  • Артисты — народ творческий, стало быть, необязательный. А чтобы как-то бороться с опозданиями, установили штраф — 1 рубль минута. В результате в номере кого-то из музыкантов мог раздаться телефонный звонок, и голос того же Ободзинского сообщал: «Знаешь, если поспешишь, то ты должен всего 20 рублей. Если есть деньги, поваляйся еще…» В конце тура все штрафные деньги собирались в кучу и весело прогуливались в ресторане.

Самые популярные песни Валерия Ободзинского:

«Вечная весна»

«Восточная песня»

«Золото манит нас» (к/ф «Золото Маккены»)

«Олеандр»

«Что-то случилось»

«Эти глаза напротив»

 

Руслан Мармазов

Материал опубликован в газете «Комсомольская правда в Украине», №174, 24 сентября 2002

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий