24 июня 1945: казаки на Красной площади и на страницах газет

Кубанские казаки. Парад Победы

СССР поставил эффектную победную точку в Великой Отечественной войне 24 июня 1945 года. По Красной площади в Москве прошла элита армии и советского народа – военачальники и бойцы, уничтожившие фашистского монстра в его же берлинском логове.

Скрупулезность Парада Победы

Значение этого события было исключительным, причем в мировом масштабе. Потому каждый штрих Парада Победы 1945 года был продуман до тонкостей. Все должно было выглядеть гармонично, соответствовать общей концепции.

Это касалось решительно всего, от перечня руководителей на трибуне мавзолея и состава участников парада до великолепной формы действия на главной площади страны и глубинного ее идеологического содержания.

Разумеется, важно было не только провести парад на высочайшем уровне, но и рассказать о нем советским людям, а там и всему человечеству.

Технологические возможности СМИ в ту пору были скромнее, чем теперь. Зато подход демонстрировался трепетный и скрупулезный. С одной стороны, ничего лишнего не должно было просочиться в закрома истории. С другой, упустить какую-то важную деталь было смерти подобно.

Коварство трофейной пленки

Документальный фильм о параде снимался на трофейную немецкую цветную пленку. Проявка показала ужасное – большая часть ленты имела брак. Тогда фильм перевели в черно-белую версию, а из цветных фрагментов удовлетворительного качества смонтировали 19-минутную короткометражку.

Двое из десяти командующих фронтами не попали в кадр. Это ЧП! Генералов армии Баграмяна и Еременко пришлось доснимать в Риге и Кракове соответственно, симулируя, что они находятся на Красной площади.
Работа над фильмом добавила седых волос и рубцов на сердце многим ответственным товарищам.

Но кинолента когда еще добралась до кинотеатров (о массовом просмотре по телевизору и речи не могло идти). Конечно, выручила радиотрансляция – страна пусть не увидела, но услышала Парад Победы в интерпретации Юрия Левитана. Главную же роль сыграла печать.

Ради нескольких строчек в газете

Газеты разлетелись миллионными тиражами по Советскому Союзу, давая возможность жителю самых отдаленных хуторов или аулов приобщиться к эпохальному моменту.

Чтобы в таком важном вопросе не возникло разночтений, текст репортажа с Красной площади для газет подготовили корреспонденты ТАСС.

Можно представить сложность задачи, поставленной перед журналистами. Репортаж о Параде Победы должен быть пафосен, того требовал вселенский масштаб мероприятия. В тоже время текст был необходим универсальный, доступный самым широким массам.

Плюс эффект присутствия. Читатель должен был ощущать, что это ему персонально, прямо из первых рук, буквально с Красной площади доносят бесценную информацию.

Самое же главное, авторы были просто-таки обязаны соблюсти баланс, заслуженно славя героизм и вклад в общую Победу каждого рода войск, самых значительных полководцев, прославленных асов… И так далее. По итогу никто не должен был быть обижен или уязвлен невниманием.

Власть уважает казаков

Тут-то мы и подходим к нашей профильной теме – казачеству.

Участие казаков как отдельного самобытного явления отечественной истории в Параде Победы, естественно, было неслучайным. Пожалуй, идеологическое наполнение этой составляющей мероприятия оказалось наибольшим.

Например, лестные слова танкистам или морякам были до такой степени логичны, что становились едва ли не общим местом репортажа. Но с казаками ситуация особая.

Всего-то за несколько лет до описываемых событий слово «казак» было едва ли не синонимом классового врага.

Положение коренным образом изменилось уже в ходе Великой Отечественной войны, когда стали формироваться казачьи подразделения, причем экипированные традиционной казачьей формой.

Власть всячески демонстрировала свою приязнь и уважение к казакам, проливающим кровь за Советскую Родину. Уместно подчеркивалось, что казаки – это воины с многовековым опытом. Их служение Отечеству, пусть и до революции 1917 года, признавалось и правильным, и почетным, и героическим.

Два казачьих мгновения 1945 года

В упомянутом уже «каноническом» репортаже о Параде Победы 24 июня 1945 года казачья тема была напрямую выведена дважды.

Один из фрагментов:

«Сверкая острыми клинками, идут донские казаки. Здесь много потомственных воинов. Вот идет казак-гвардеец Сидор Трофимович Кузин. Он участвовал еще в Первой мировой воне и тогда получил за храбрость два Георгиевских креста. За доблесть, проявленную в нынешней Отечественной войне, он награжден двумя орденами Славы, тремя медалями, орденом Красной Звезды».

Подчеркнутое почтение к потомственным казакам и параллель, проведенная между Георгиевскими крестами и орденами Славы, – вполне показательны.

Второй:

«С обнаженными клинками идут гвардейцы-кавалеристы. В первом ряду шагает потомственный казак, гвардии майор Бирюков. На его груди блестит “Золотая Звезда”, орден Ленина, 2 ордена Красного Знамени, 2 ордена Отечественной войны, 2 ордена Красной Звезды, орден Суворова 3-й степени, медаль “За отвагу”и “Золотой крест”– награда польского правительства.

Много раз Василий Яковлевич Бирюков водил эскадроны, а потом и полки в конные атаки. Внук и сын донских казаков, он свято хранил и умножил казацкую славу. Дед его был лихим казаком, водил в бой сотню и носил на груди Георгиевский крест. Лихо рубил немцев в Первую мировую и отец Бирюкова».

Тут не просто о хранителях семейных казачьих традиций речь. Скорее, о приумножении родовой славы.

Дед водил в бой сотню, а внук – полки. Дед – георгиевский кавалер, а внук – Герой Советского Союза. А уж умение бить германского супостата, это у гвардии майора Бирюкова, несомненно, от отца.

Руслан Мармазов

Материал опубликован порталом «Российское казачество» 24 июня 2024 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий