Полтавская битва: пуля – дура, казак – молодец

Полтавская битва

315 лет назад, 8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года, произошло генеральное сражение Свейской (Северной) войны – Полтавская битва. Это была выдающаяся баталия, вошедшая во все «хит-парады» военных побед отечественной истории.

Отлупили шведов на три века вперед

Победа армии царя Петра I под Полтавой над войсками шведского короля Карла XII стала не просто знаковым достижением государства Российского, она вызвала изменения в европейской геополитике того времени, без преувеличения, тектонических масштабов.

На бытовом уровне мы, жители XXI века, до сих пор ощущаем итоги этой битвы, произнося фразу, порой и не задумываясь над ее глубинной сутью, «как шведов под Полтавой». Били, отлупили, проучили, но непременно «как шведов под Полтавой».

Заметьте, не «французов на Березине» и не «немцев под Сталинградом», хотя успехи эти были колоссально важными для нашей Родины, да и ближе к нам по времени.

Полтавская битва навсегда отпечаталась в народном сознании как ни с чем не сравнимый триумф русского оружия и полный крах зарвавшегося врага. Так это уже больше 300 лет прошло.

В честь Полтавской победы установлен День воинской славы России, отмечаемый 10 июля.

Полтавская битва

Миссия неизвестного казака

О Полтавской битве написаны горы академических исследований и легкомысленных статей, разобраны пошагово действия противоборствующих сторон, проанализированы тактические и стратегические действия русских и шведов, отдано должное роли личностей в этой непростой истории, а таковых в точке сражения было собрано великое множество.

Но сегодня мы сосредоточимся на единственной пуле, выпущенной под Полтавой горячим летом 1709 года.

И на безымянной, но вместе с тем важной исторической фигуре, которая еще до начала битвы несколько склонила чашу весов в пользу русского царя. Можно списать это на случайность, в которой, впрочем, явственно просматривается воля Божья, но неизвестным героем оказался казак.

Полтавская битва

Казаки под разными знаменами

Заметим, что в переломных полтавских событиях Свейской войны участвовали тысячи казаков. Причем по обе стороны линии фронта.

За шведского короля играли запорожцы кошевого атамана Костя Гордиенко и малороссийские войска покрывшего себя несмываемым иудиным позором, преданного анафеме экс-гетмана Ивана Мазепы.

Вскользь заметим, что эти две категории казаков друг друга, мягко говоря, недолюбливали, а под одним знамением, причем абсолютно чужеродным, оказались ситуативно. Многие потом крепко пожалели.

На стороне Петра I действовали малороссийские казаки бывшего стародубского полковника, а с 1708 года гетмана Ивана Скоропадского. Их было в разы больше, чем сторонников Мазепы.

А еще на службе русского царя находился отряд донских казаков под командованием Максима Фролова. Число их по ходу боевых действий варьировалось от 500 до 6000.

В сводках Северной войны донцы фигурируют начиная с 1701 года. Они были задействованы в Прибалтике, совершали рейды в тыл противника, где сеяли ужас. Собственно говоря, казаки занимались своим привычным делом: диверсионно-разведывательной деятельностью, сторожевой и аванпостной службой.

Историки свидетельствуют, что захваченные донскими казаками Петра I пленные доставлялись в Санкт-Петербург для дознания. Понятно, когда стало, куда доставлять, город-то был основан только в 1703 году.

Что касается участия донских казаков непосредственно в Полтавской битве, исследователи сходятся на том, что в активной фазе сражения они задействованы не были.

Возможно, выполнив свои разведывательные функции перед боем, донцы затем сохранялись в резерве. А далее преследовали бегущую толпу шведов и мазепинцев, принимая пленных и обозы. Такие варианты можно встретить у целого ряда историков.

Полтавская битва

Пятка судьбы немытого шведа

Впрочем, не это главное в нашем мини-исследовании. Накануне битвы произошла удивительная и судьбоносная стычка казаков с Карлом XII и его свитой. Шведский король был человеком нетрусливым, но, вероятно, и не самым в мире осторожным, если исхитрился отправиться лично проверять ночные посты своих войск и так увлекся, что наскочил на расположившихся у костра казаков.

Скорее всего, все участники внезапной встречи ошалели от неожиданности. Карл выстрелил и убил одного из казаков.

Логика и дальнейшие события подсказывают, что шведский король с окружением сочли за благо срочно ретироваться. Сложно сказать, сколько сопровождающих вражеского монарха официальных лиц полегло после ответных выстрелов казаков, но одна пуля прошила августейшую стопу, войдя в пятку и выйдя в районе пальцев.

Пулей кости ноги были превращены в крошево.

Как король вообще смог с такой раной добраться до своего шатра, как перенес хлопоты придворного лекаря, вырезавшего осколки костей из мяса при не самой совершенной анестезии своего времени? Собственно, как он не скончался от заражения крови в условиях полной антисанитарии? Ведь Карл XII любил подчеркивать, что он брутальный воин – не снимает сапоги по две недели.

Шведский король выжил, но его фортуна заметно захромала, приведя в конце концов к поражению в Северной войне и уходу возглавляемой им державы с политической авансцены Европы.

Полтавская битва

Хромой оловянный солдатик

Конечно, это было время харизматичных военных лидеров – последние отголоски былых рыцарских времен. Предводители народов чувствовали себя просто-таки обязанными демонстрировать чудеса храбрости перед своими солдатами.

Собственно, Петр I тоже неоднократно лично хаживал в атаки. А в ходе Полтавской битвы пуля прошила его шляпу. По другой версии, пострадало еще и седло на царском коне. А сам самодержец остался жив только благодаря нательному кресту, принявшему одну из пуль. К нашему монарху Господь оказался милостив.

А Карл вынужден был передать командование в Полтавской битве одному из своих генералов. Сам король следил за баталией и пытался корректировать действия войск. Но вообразите, в каком состоянии он находился – жар, боль и полнейший разлад всего организма.

Фигура шведского монарха с забинтованной ногой стала одним из самых узнаваемых образов мировой военной истории. Если видите подобную иллюстрацию в учебнике, монографии или тематической игре, можно и не сомневаться – это Карл XII. В виде изувеченного солдатика он был неоднократно отлит в олове.

К главному сражению своей жизни шведский король подошел явно не на пике физической и творческой формы. И все из-за казачьей пули. Может, и шальной, кто уж теперь сможет точно классифицировать. Пуля, как гласит военная мудрость, вообще часто бывает дурой. Но кто-то ведь должен изловчиться ее выпустить из ствола в нужный момент истории.

Полтавская битва

Россия, вперед!

Но вернемся к фрагменту внезапной встречи Карла и казаков. Ее описание фигурирует в самых разных научных исследованиях со ссылкой на «Гисторию Свейской войны» – уникальный исторический памятник, коллективный труд, «поденная записка Петра Великого с 1698 года до заключения Нейштатского мира», стало быть, до 1721 года.

Исследователи истории Дона Михаил и Евгений Астапенко, опираясь на этот источник, прямо указывают: «Накануне Полтавской битвы донские казаки ранили в ногу шведского короля Карла XII».

Другие историки ограничиваются указанием, что Карла подстрелил казак, не указывая его войсковую принадлежность. Впрочем, эта деталь не столь и важна в глобальном смысле. Какой казак волею Господа внес коррективы в Полтавскую битву еще до ее начала, донской или, скажем, из Стародубского полка, – это не главное.

Важнее всего, что Россия уверенно победила, сделав из-под Полтавы гигантский рывок к своему имперскому могуществу. А победа эта складывалась из многих составляющих, в том числе из мудрой пули неизвестного нам, но безмерно уважаемого казака.

Руслан Мармазов

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий