Краткое содержание предыдущей серии. Ведомый безудержным желанием узнать, когда и при каких обстоятельствах появились первые казаки в верховьях Дона, экспедиционный отряд портала «Российское казачество» устремился в Тульскую область. Там в недрах уникального музея-заповедника «Куликово поле» хранятся артефакты казачьей старины и живут ученые, способные их объяснить и привязать к хронологическим таблицам.
Мы уже рассказывали, как выяснили прямую связь между реформой разведки князя Дмитрия Донского и казачеством. Оставалось отшелушить мифы от реальности.
Для этого наш экспедиционный отряд отправился в чертоги директора Государственного военно-исторического заповедника «Куликово поле» Владимира Гриценко.
Место встречи Пересвета и Челубея изменить нельзя
– Владимир Петрович, Куликовская битва, как и любое знаковое историческое событие, породила множество мифов и легенд. К вам вопрос как к археологу, случались ли находки, которые перевели мифы в разряд реальности?
– В непосредственной близости друг от друга были сделаны две находки. Сначала обнаружили пластину золотоордынского доспеха. А затем рядом с ней нашли бронзовую оторочку кольчуги русского воина. Мы с коллегами решили, что нашли место поединка Пересвета и Челубея. Понятно, это шутка.
Как правило, археологические артефакты безымянны. И ответ на тот или иной вопрос может дать только набор комплексных результатов.
– Но бывает же, когда все на полном серьезе?
– Пожалуйста, вот одна из тайн Куликова поля. Известная с XIX века, записанная уже легенда о том, что воины, погибшие в этой битве, были захоронены на берегу Дона у устья реки Непрядвы. Ныне это село Монастырщина. Там был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Мы не могли обойти эту легенду стороной. Пытались провести исследования. И поняли, что рядом с храмом погребения относятся ко временам письменного упоминания этого населенного пункта – к XVII веку. Но напротив слияния Дона и Непрядвы, в шаговой доступности от этого храма, обнаружен древнерусский могильник.
Это ближайший древнерусский могильник к месту сражения. Предметы, которые были найдены в погребениях, датируются в том числе и XIV веком. Как хотите, но легенда имеет подтверждение.
– Если убрать легендарную часть, что окажется в сухом остатке? Как минимум, победа русского воинства в Куликовской битве. А что еще?
– Вспоминая историю взаимоотношений русских княжеств и Орды, можно сосчитать, что более 160 боестолкновений попали на страницы письменных источников. Цифра достаточно внушительная. Но редко какое сражение может похвастаться точной привязкой к месту. Иногда можно найти следы битвы, но не понять, что именно тут произошло.
На Куликовом поле мы имеем дело с комплексной историей. Главным ориентиром является привязка к устью Непрядвы. Палеогеографические исследования позволили четко определить, что сражение не могло происходить на левом берегу реки, тогда он был покрыт густым лесом. Это сейчас мы видим степные просторы, измененный исходный ландшафт. Зато правобережье Непрядвы – это открытые пространства, на которых археологи находят различные артефакты каждый год.
Добавим к этому еще одно неизменное значение битвы. Кто назовет из 160 боестолкновений хотя бы пяток сражений, тот, наверное, уже заслуживает звания кандидата исторических наук. В народной памяти большинство сражений, где примерно поровну побед и поражений, не сохранилось. Только в научных монографиях и головах ученых. Куликовская битва являлась для людей своего времени чем-то неординарным. И побед, и поражений было достаточно, а вот факт, что именно эта битва выступила символом единства, неоспорим.
Что до мифов, то они всегда рождаются, где есть что-то волнующее людей, живущих сегодня. Нет смысла интерпретировать то, что неинтересно.
Подвиг неизвестного писца
– Вы уместно замечаете, что археологические находки чаще всего безымянны. Но мы были в Епифани, в готовящемся к открытию новом подразделении вашего музея. Нам рассказали о пищали Алексея Фомина. Получается, это редкое везение, когда находка привязана к реальному историческому персонажу?
– Посчастливилось! Очень уж дотошным оказался писец, который в свое время фиксировал пищали (общее название ранних образцов огнестрельного оружия. – Прим. ред.) в Епифани. И для него почему-то было важно померять, у какого затинщика какая пищаль. Когда находка попала в наши руки, ничего иного не оставалось, как тоже померять и понять, что эта пищаль принадлежала конкретному человеку. Мы немного знаем про этого затинщика, как сложилась его дальнейшая судьба. И все равно это большая удача.
– Здорово найти бы что-то из вещей князя Дмитрия Донского.
– Надеяться, что мы обнаружим надпись наподобие «сия кольчуга принадлежала Дмитрию Ивановичу», было бы наивно. Не хотелось бы такие неоправданные ожидания порождать.
– Тем не менее выходит, старинная забава меряться пищалями – не такое уж пустое дело. И имеет прикладное значение даже через много веков.
– В этом случае сработало. Для писца размеры отчего-то оказались важной информацией, а нам это здорово помогло.
Люблю битву за то, что после битвы
– Какие возлагаются задачи на новое подразделение вашего музея в Епифани? Получается своеобразное и логическое, и хронологическое продолжение: было Куликово поле, а потом возник город-крепость…
– Два процесса заселения верхнего Дона, два периода – древнерусский и позднее средневековье – они, конечно, не калька в кальку повторяют некие события через столетия. Но на самом деле они весьма схожи.
Для нас важно понимать контекст, в котором проходила сама Куликовская битва. Но необходимый нам для убедительных выводов пласт документов XIV века не выявлен. Его физически нет! При этом с той или иной долей уверенности реконструировать события XIV века лучше не из событий XXI века, а из событий XVI–XVII веков.
Мы стараемся максимально энциклопедично подходить к этому месту, не вырывая из события, из контекста. Это дает возможность объяснить людям, тем же туристам, многие события XIV века, опираясь на насыщенный историческими источниками и археологическими артефактами более поздний период.
Кроме того, отличная возможность на основе маленького населенного пункта рассказать о великой, сложной, драматической истории. Чтобы у наших современников не складывалось впечатление, что судьбы мира решаются исключительно в столицах. На самом деле все прозаичней – многие вопросы решаются не из Москвы, а здесь на земле, на месте.
– Замахнулись вы, прямо скажем, неслабо.
– Нам хотелось рассказать о многом. Например, потрясающе интересная история казачьих слобод, Епифанской крепости, казаков, стрельцов, людей того времени. Хотим, чтобы у наших посетителей остались в головах картины, пусть написанные широкими масками, события до битвы, битва, события после битвы.
– Как говорят болельщики, люблю футбол за то, что после футбола. Здесь получается, люблю Куликовскую битву за то, что после Куликовской битвы?
– Во всяком случае следует понимать, что битвой жизнь не заканчивается. Она только начинается.
Табачок казачьей вольницы
– Для нас важно, что Епифань – это оригинальная страница в истории казачества. Причем в формате не очень-то представляемом широкой публикой.
– Мне довелось заниматься исследованием казачьих слобод. Слобода – это синоним понятию «сотня», правда, не всегда полностью укомплектованная. Кроме того, не значит, что слобода – исключительно поселение воинов. Рядом были их домочадцы, родственники, жены, дети…
Понятно, что у казаков главным было несение дозорной службы. Их дворы напоминали небольшие крепости. Обнесены они были частоколом, причем его регулярно заменяли. Это сооружение достаточно серьезное, трудозатратное. Поддержание его в боеспособном состоянии было жизненно важно.
Жизнь людей того периода, сказать, что она была трудна, – это не сказать ничего. И те неординарные меры, которые предпринимало правительство, чтобы как-то задержать здесь людей, тоже говорят об этом. Важно было как-то закрепиться на этой территории, несмотря на сложности и опасности того времени.
– Какие характерные находки подтверждают, что здесь жили именно казаки?
– Я не думаю, что материальная культура казачества того времени шибко отличалась, скажем, от стрельцов. Но! Одна находочка заставила меня подумать, что, наверное, все-таки какая-то вольница тут была. Это курительная трубка! Баловались, выходит, турецким табачком-то. В то время подобное в крупных городах наказывалось весьма и весьма серьезно.
А не так давно мы обнаружили уникальный объект. Судя по всему, это место дозорной станицы. Работы там пока проведены небольшие. В перспективе, возможно, мы получим дополнительную картинку в материальной культуре, которая позволит различить служилые категории.
Слава Богу, у нас есть и пласт еще не до конца опубликованных исторических документов. Благодаря им мы проследили целый ряд потомков, живущих сегодня, пращурами которых являлись те самые казаки, которые пришли на верхний Дон по льготе князя Ивана Федоровича Мстиславского, основателя Епифанского острога.
– Вы, между прочим, только что уникальный момент озвучили. Стало быть, сегодня можно уверенно сказать, что вот этот человек происходит от казаков времен Мстиславского?
– Да. К счастью, XVI–XVII века достаточно хорошо документированы. Мы со стопроцентной гарантией можем проследить целый ряд родов потомков первопоселенцев на верхнем Дону. Мы постараемся обязательно эту цепочку показать наглядно в нашей будущей экспозиции. Это одна из главных задач при создании нового подразделения музея.
Руслан Мармазов
Материал опубликован порталом «Российское казачество» 26 августа 2024 года