Иканское дело: уральские казаки круче античных спартанцев

Уральская казачья сотня есаула Василия Серова

На фото колоритная компания: 16 почтенных бородачей с «Егориями» на казачьей форме и росчерками многочисленных жизненных испытаний на простых, но вместе с тем благородных лицах. Погоны урядников или просто рядовых казаков. Только в центре композиции пышными генеральскими эполетами выделяется самый визуально небольшой, пожалуй, из персонажей, собранных в одной фоторамке, казак.

Герои забытого сражения

В 1889 году встретились и, на наше счастье, были зафиксированы фотографом Вершковым ветераны уникальной в своем роде уральской казачьей сотни есаула Василия Серова, снискавшей свирепую славу в бою под Иканом (ныне – территория Казахстана) 4–6 декабря (по-новому стилю – 17–19) 1864 года.

Понятно, это были те из участников сражения, кто остался жив к его 25-летию. Большая часть сотни геройски погибла еще тогда, в трехдневной иканской мясорубке, а кто выжил – был жестоко изранен. Разумеется, четверть века после Икана казаки тоже не на перинах отлеживались, войн на их век хватило с избытком.

В центре Василий Родионович Серов, доросший к моменту фотографирования из сотников в генерал-майоры. Вокруг него – соратники, краса и гордость российского казачества, соль земли русской. В принципе, нам всем, непутевым потомкам, стоило бы этих феноменальных людей по имени-отчеству знать. А снимок одним из главнейших должен быть в учебниках отечественной истории.

На деле все обстоит несколько иначе. Саму-то Иканскую битву многие знают? Нарочно выйдите на улицу и спросите у десяти встречных, какая у них в голове информация об этом историческом событии. В лучшем случае один из десятка что-то припомнит. И то окажется, что он из редакции портала «Российское казачество».

А спросите, скажем, о 300 спартанцах? Тут каждый первый станет живописно тарахтеть, дескать, удивительной стойкости были воины, и лидер у них крутой по имени Леонид. Намертво преградили путь гигантской армии персов – тысяч 20 уничтожили, никак не меньше. Потому что они – Спарта! Может, в книжках об этом почти никто и не читал, но уж кино точно многие видели.

О том, что Ферпопильский проход на самом деле, кроме 300 спартанцев, обороняло еще 6000 их союзников, знают разве что доктора с кандидатами исторических наук. Эта правдивая подробность мешает мифу, который оказался более живучим, чем исторические факты. Мешает, но не слишком. Тем более, что в новейшее время легенду укрепили бетоном голливудского кино, всепроникающего, как радиация.

Встреча в степи с русофобом первого поколения

Но ведь сотня уральцев есаула Серова куда круче всех этих фантастических спартанцев. В голой туркестанской степи они реально остановили 10-тысячное войско во главе с регентом Кокандского ханства муллой Алимкулом.

Невероятная казачья отвага и высокий профессионализм русских воинов изрядно поломали планы последнему. А если посмотреть на ситуацию глобального, то вся история в Центральной Азии потекла вовсе не по тому арыку, который грезился кокандскому руководителю.

Кстати, враг он был отъявленный, из убежденных русофобов первого поколения.

«Моя цель не в том, чтобы захватить Коканд и наслаждаться властью, а в том, чтобы бороться с русскими», – говаривал Алимкул

Уральские казаки есаула Серова недвусмысленно дали понять азиатскому честолюбцу, что миссию он на себя взвалил неподъемную.

Заметим, что, наскочив на русских, Алимкул смекнул, что их явно меньше, чем его воинов. Но он думал, что там тысяча казаков, как минимум. Но никак не сотня с единственной гладкоствольной гаубицей «Единорог».

Естественен вопрос: почему вообще сотня казаков и 10 тысяч кокандцев встретились под Иканом? В какой-то степени случайно. Впрочем, случайности чаще всего бывают неслучайны.

Геополитическая машина с казаками

Во второй половине XIX века Российская империя занималась природным своим делом: прирастала землями и наводила на них порядок. В данном случае речь шла об азиатском направлении.

В казахской степени шалили дикие племена, среднеазиатские ханства настырно мешали России вести в этом регионе коммерческую деятельность. А это непорядок. К тому же существовала реальная опасность: если русский царь не возьмет под свою руку азиатскую сторону, сюда непременно заберутся англичане.

Причин для Туркестанских походов хватало. Прежде чем было разметано в прах агрессивное Кокандское ханство, а Хива, Бухара, Туркмения приведены в состояние конструктивных территорий Российской империи, много битв случилось, многие воины сложили свои буйные головы, а иные прославились, вписали золотые страницы в отечественную историю.

Иканская сотня есаула Серова, разумеется, была только винтиком во всем этом величественном военном механизме. Но винтиком крепким, безотказным, без таких деталей никакая геополитическая машина никуда не двинется.

К моменту «Иканского дела», под таким названием битва вошла в историю, Василий Серов уже 5 лет командовал Отдельной Уральской сотней. Это подразделение было только что передислоцировано из форта Перовский (ныне – Кызылорда) на юг, в недавно взятый русскими город Туркестан.

Комендант последнего полковник Жемчужников получил разведданные, что где-то поблизости шалит шайка кокандцев. Шугануть их он и отправил сотню уральских казаков во главе с Серовым.

Разведка не ошиблась, кокандцы в степи действительно сновали. Но вот с численностью потенциального противника ошибка вышла. Не шайка это была, а полноценная армия Кокандского ханства в 10 тысяч человек, с обозом и артиллерией.

Казачья храбрость против азиатской хитрости

Регент Коканда мулла Алимкул был на редкость целеустремленной бестией. Сосредоточив в своих руках всю власть в ханстве, он собрал всех бойцов, каких только смог и двинулся на Туркестан.

Идея была такая: отбить у русских город и порушить дальнейшие планы империи о продвижении вглубь Средней Азии. Алимкул решительно настроился не пустить российские войска в стратегически важный Ташкент (ныне – столица Узбекистана).

Когда до Туркестана оставалось каких-то 25 километров и кокандские войска без проблем накрыли кишлак Икан, случилась их внезапная встреча с уральскими казаками.

Бойцы Алимкула быстро окружили сотню Серова, полагая, что легкая добыча сама в сети пожаловала. Но это был последний успех кокандцев в том столкновении.

Два дня без пищи и воды, с дефицитом боеприпасов, казаки отбивались от превосходящего их в численности в 100 раз противника. В степи это та еще задача, надо заметить. Казаки отстреливались из-за туловищ погибших лошадей.

Отправленная на выручку стрелковая рота не смогла пробиться к сотне Серова. Но и Алимкул исчерпал все свои азиатские хитрости, чтобы сломить сопротивление противника.

Исход битвы решили сами казаки. На третьи сутки круговой обороны остатки уральской сотни выстроились в каре и пробились сквозь ошалевших от такой военной дерзости кокандцев. Выйдя на оперативный простор, уральцы с боем прошли около 15 верст, где встретили-таки отряд подкрепления из Туркестана. Вместе они и вернулись в крепость.

4 декабря 1864 года, в начале боя, в распоряжении есаула Василия Серова было 2 офицера, 5 урядников, 98 казаков. Кроме того, к сотне было придано 4 артиллериста, фельдшер, обозный и 3 посыльных, набранных из местных жителей (казахов).

6 декабря 1864 года, выйдя из окружения, сотня подсчитала потери: погиб один из двух офицеров, 4 из 5 урядников, 50 из 98 казаков, также пали в бою фельдшер, обозный и один из посыльных. Остальные получили различные травмы. В том числе, ранение в грудь и контузия настигли есаула Серова.

Кокандскую армию казаки изрядно измочалили, это факт. Не говоря уж о моральном потрясении, когда подопечные Алимкула узнали, что их движение было остановлено всего лишь сотней казаков.

Планы кокандцев рухнули. Ни о каком продвижении на Туркестан не могло быть и речи. Алимкул развернул свои войска на Ташкент.

Позже, в 1865 году, этот город был взят русскими войсками. Там и тогда погиб регент Алимкул.

Все выжившие после Иканского боя казаки были награждены Знаком отличия военного ордена, сам Серов – орденом Св. Георгия 4-й степени и произведен в чин войскового старшины.

Это очень короткий и несколько упрощенный рассказ об Иканском деле. Но мы еще неоднократно вернемся к нюансам удивительного сражения. До празднования 160-летия подвига уральских казаков в туркестанских степях еще достаточно времени.

Руслан Мармазов

Материал опубликован порталом «Российское казачество» 6 сентября 2024 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий