В Донбассе идет война. Уже третий год. Каждый божий день канонада мешает жить, до обидного часто гибнут люди, в том числе и мирные жители. Впрочем, а если военные смерть принимают, это что, нормально?
К счастью, до России осколки этой бойни не долетают. Однако сам имел возможность убедиться и неоднократно, россияне судят об интенсивности боевых действий в Донбассе, исходя из знаний, почерпнутых по телевизору. «У вас же сейчас потише?» — вот вопрос, который жителя ДНР шибет в самое сердце. Что значит потише? Человеку без разницы, какой снаряд прилетел в его дом первый за сегодня или сотый. Просто, другие темы есть, Сирия, допустим…
Но, представьте себе, жизнь продолжается. В каких-то 5 километрах от линии фронта мамы гуляют по бульвару с колясками. Да, фон, вот этот жуткий гул обстрела – это плохо. Но, когда не долетает – это хорошо.
Давайте я расскажу о некоторых рядовых моментах жизни в прифронтовом городе? Коротенькие такие наблюдения дам. Мне кажется, что они в чем-то показательные.
- Указатель «Убежище» или, скажем, «Укрытие» — непременная особенность современного Донецка. Кто-то уже легкомысленно не обращает на это внимание. Люди поопытней всегда фиксируют, куда указывает стрелка. Совершенно ненормально выглядит такая табличка в библиотеке имени Крупской. Но она там есть. И не одна.
- Проезде в донецком троллейбусе или трамваем стоит 3 рубля. Представляю, как сейчас вздохнули жители российских городов, Москвы особенно. Но и с заработками в Донецке нынче не так, чтобы жирно. Зато в троллейбусе не только остановки объявляют, но и поясняют как быть со взрывоопасными предметами. Куда идти записываться в добровольцы мужчинам в возрасте от 18 до 55 дет.
- А вот проездные талончики в Донецке – это произведения искусства и мечта коллекционеров. Мне приходилось путешествовать по миру и кататься там в общественном транспорте, нигде ничего равного не видел.
- «Зайцев» в Донецке почти нет. Это я кондукторами беседовал. Неловко экономить 3 рубля, когда война идет.
- Нашивки и шевроны в нынешнем Донецке – это и знаки доблести, и бижутерия, и сувениры. В зависимости от ситуации и формата. Есть целое направление народных ремесел. Не всегда безупречно в смысле изысканности, но непременно точно в формах и фразах. Иначе, кто купит-то?
- Неожиданное побочное явление войны: вспышка творческой активности. Даже рекламные таблички преобразились и время от времени радуют чувством юмора и оригинальностью решений. Но это мелочи. Примечательно, что народ валом повалил в филармонию, в драматический и оперный театры. Когда говорят пушки, музы молча требуют удвоенного внимания.
- ДНР обрастает собственными документами. Причем, речь не только о паспортах. Хотя, понятно, что о них в первую очередь. А уж после признания документов Россией, не важно, что с оговорками, очереди в паспортные столы стали огроменные. Тут уж как кому повезет, кто в каком районе живет… Но, чтобы подать бумаги, день придется постоять. А потом получить еще надо. Но! Зато уже есть собственные трудовые книжки, свидетельства о рождение, браке, дипломы. Обживаемся помаленьку!
- Принадлежность к России – нормальное ощущение граждан ДНР. Кто в этом смысле сомневался, давно уехал. От Украины в Донецке, считай, ничего не осталось. Разве что памятник Тарасу Шевченко и еще кое-где таблички на украинском, в глухих углах. Зато дошло до такого, что мыло стали делать авторское в виде флагов ДНР и России. Всякое соседство этих знамен на бытовом уровне только приветствуется.
Разогнался я что-то. А у меня таких наблюдений еще вагон и маленькая тележка. Будет интересно, требуйте, напишу.
Материал опубликован сайтом «СЖС» 26 марта 2017 года