Мистер Хаос. Часть 4

Продолжение. Начало, уже три части, смотрите на сайте, где-то рядом

На всякий случай скажу, что число товарищеских матчей, сыгранных «Шахтером» за «время Луческу» перевалило далеко за сотню. Очень далеко! Причем, в перечне партнеров часто и густо встречались названия клубов вполне пристойного уровня. Допустим, сама по себе атмосфера на стадионе «Бешикташа» или «Фенербахче» обжигает и завораживает. А взять греческий «Олимпиакос», российский «Зенит», португальскую «Бенфику», норвежский «Русенборг», хорватское и румынское «Динамо», сербская «Црвена Звезда»… В ходе матчей, надо заметить, бывало, случались моменты, где резкая, скорая на решения и порывистая душа Луческу была вся, как на ладони. В этой связи вспоминается знаменитая игра с пражской «Спартой» на одном из испанских сборов…

Мирча Луческу

Знаменитой она стала, прежде всего, благодаря судьям. «Шахтер» погрузился в автобус и довольно долго катил к месту встречи с чешской командой. Стадион оказался своеобразный – неплохое, в общем-то, поле, но чуть ли не сразу за разметкой газона начинались кустарники. Собственно, это была площадка какого-то частного спортклуба, которому вовсе не обязательно соблюдать требования УЕФА.

Так вот из этих самых кустов, к немалому удивлению обеих сторон, и вынырнули три «пончика», выдававшие себя за футбольных судей. Сам внешний вид служителей газонной Фемиды, в лучшем случае, вызывал сдержанную улыбку. Нет, понятно, что рефери не все такие стройные и подтянутые, как Любош Михел. Понятно и то, что на обычный «товарняк» не стоило ждать судей класса «люкс». И все же… Пикантность форм людей с флажками и со свистком подчеркивала униформа. Бог знает, у каких пионеров она бралась напрокат, и уж совсем не ясно, как крупногабаритные синьоры смогли вогнать себя в детские размеры… Разве, обильно намылившись?

Хотя, это не так и существенно. Ну, мало ли, что три дядьки вышли на поле в судейском прикиде, из каждой щелочки которого выпирало добротное испанское сало… Важно, же, чтобы они судили уместно. А вот с этим-то и не задалось. Бригада принимала решения, способные обескуражить любого, мало-мальски сведущего в футбольных правилах человека. Сначала стали протестовать игроки обеих команд. Мирча Михайлович держался-держался, а потом взорвался и выгнал судей с поля. Закричал страшным покриком: «Вон отсюда, быдло ряженное!» Нет, возможно, слова были употреблены и другие, но общий смысл рева главного тренера «Шахтера» был очевиден.

Судьи стремительно, чтобы не доводить дело до пинков в филейные места, стайкой смешных пингвинов скрылись в колючих буераках, откуда, собственно, совсем недавно они и появились. Чехи смутились. Они, несомненно, тоже были недовольны действия самодеятельного арбитража, но ложная европейская толерантность не позволила им предпринять более решительные действия. Так бы, небось, и терпели глумление до самого финального свистка.

Хулио Иглесиас

Только Луческу не такой, чтобы спокойно сносить этакое-то надругательство над его командой, в частности, и игрой в мяч, вообще. Если бы он мог, то, уверен, повыгонял бы судей и со многих официальных матчей. Но там нельзя, там регламент. А контрольную встречу просто необходимо было очистить от скверны самозванцев. За наши же деньги (судейство на «товарняках», как вы догадываетесь, оплачивается клубами), да такой цирк устроить… Игру со «Спартой» так и не довели до конца. Луческу бодро предложил, чтобы тренеры команд взяли на себя судейские функции, но это  вариант не укладывался в голове у чешских товарищей, они вежливо отказались, мол, хватит, и так наигрались.

А вообще, это очень прикольно жить  кочевой футбольной жизнью. Луче кричит (или устало выдавливает почти шепотом, или сообщает в эфир безо всякого выражении): «Айде!» И все приходит в движение, грузятся ящики, привычно рассаживаются игроки  по местам. Поехали! Куда, зачем? Только он знает. Тренер, в смысле. Нет, все мы в каком-то смысле тоже догадываемся. Или думаем, что догадываемся. Но полнота знания только у Луческу. Или он думает, что она у него имеется.

Есть старый американский фильм «Трюкач». Очень его люблю. Вроде бы и авантюрная  бегалка с элементами любовного треугольника, вкраплениями невинной эротики, но, кроме того, в картину каким-то чудом удалось вкрутить массу глубоких мировоззренческих штучек. Что для штатовского кино, прямо скажем, не частое явление. И неподражаемый Питер О’Тул в роли режиссера, не то гениального творца, не то сумасшедшего маньяка… В этой ленте одна из музыкальных тем, как по мне, могла бы служить дивным саунд-треком к расскажу о Мирче Луческу в «Шахтере»…Тема называется «Караван». Пестрая киношная братва убывает к месту съемок. В длиннющую колону вытягиваются самые разнообразные легковушки, трейлеры, грузовики, краны, над ними летит самолет времен Первой мировой… И только режиссер знает, куда и за какими образами вся эта толпа отправилась. А уж гений он или сумасшедший, кто поймет? Не исключено, что и то, и другое вместе взятое.

Ассоциация «Каравана» О’Тула с «Шахтером» Луческу возникла не просто так. Мы катились в автобусе по горному серпантину где-то между Францией и Швейцарией, за окном проплывали замки и селения, мосты, леса, обрывы, где-то там шла размеренная мирная жизнь. А внутри нашего экипажа люди, которых невероятная футбольная судьба свела вместе по какой-то особенно замысловатой своей причуде, обыденно судачили о то, о сем, играли в карты, мурлыкали под нос песенки, дремали… И катились, катились, катились по горным дорогам куда-то навстречу цели, которую знал только Мистер. А может и он не знал, а только прикидывался… Хотя и делал это вполне искусно.

Собственно, аналогия с караваном была не единственной. Футбольная команда, это мужской коллектив, объединенный (причем, наверняка, временно) амбициями, некой целью (в определенном смысле, призрачной), желанием искупаться в славе и деньгах, понравиться всем красоткам на свете и зарыть клад на черный день, склонностью к бродяжничеству и авантюризму… На что это похоже? Пожалуй, на пиратский корабль. Или полярную экспедицию. Или поход крестоносцев в Святую землю. Что вам симпатичней, то и представляйте. Мне больше всего по душе Тортуга, в ее романтическом, разумеется, книжно-киношном варианте. Не надо обладать слишком  изощренной фантазией, чтобы нарисовать футбольных джентльменов удачи во всей их первобытной красе…

Знаменитый тренер «Шахтера» Валерий Яремченко когда-то толковал, мол, команда – это волчья стая. Кто выжил, тот игрок. Кто не выдержал испытания естественным отбором, тому заказан прямой путь в небытие. Причем, никто и сожалеть не станет. В общем, надо отметить, взгляд интересный и не лишенный практического смысла. Но «Шахтер» времен Луческу на волчью стаю похож не был. Вот, как хотите, а нечего общего, кроме, разве что, наличия вожака.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий