6 мая Православная церковь чтит Святого великомученика Георгия Победоносца. Кстати, вот случай, когда святой пользуется огромнейшим уважением у представителей самых разных конфессий, у католиков, англикан, лютеран тоже. И даже мусульмане, чья религиозная концепция прилично отличается от христианской, с почтением относятся к Святому Георгию, разумеется, со своими трактовками и оговорками.
Деяния Георгия Победоносца столь величественны, а подвиги во имя веры и творимые чудеса так значительны, что с моей стороны было бы слишком большой дерзостью пытаться описать их и давать свои жалкие комментарии. Для этого есть куда более сведущие и продвинутые специалисты, например, православные богословы. Я же лишь коснусь пары моментов, связанных со Святым Георгием, показательных, хотя и вполне житейских.
Популярность Георгия Победоносца феноменальна. Сами судите, ему поклоняются в Англии, разместили на гербах Москвы и России, в Грузии непременно поднимается тост за Святого Георгия… Последний момент особенно любопытен. Впервые увидев этот обычай, я, скажем, был несколько удивлен. В славянской традиции как-то не принято выпивать за святого.
А потом подумалось, что Георгий Победоносец так близок людям, что они его воспринимают неоднозначно. То есть, с одной стороны, конечно, это небожитель и помощник Господень, но, с другой, выдающийся человек, который и в земной своей жизни сделал столько великих и героических дел, что память о нем пережила века. Только так можно объяснить, что именем Святого Георгия могут назвать, например, гостиницу. Есть такая, скажем, в Ярославле.
Память о выдающемся человеке и надежда на его поддержку, но уже в статусе святого, кроется и в совершенно отдельном отношение к Георгиевскому Кресту и Георгиевской ленте. Для нашего человека мало найдется символов более священных, согласитесь. Кстати, вот почему георгиевские цвета так раздражают и корежат наших врагов. Просто они действуют как ладан на сами знаете кого.
Еще любопытный момент. Даже если человек не слишком воцерковлен и в храме почти не бывает, но Георгия Победоносца он на иконе признает наверняка. Потому как, того часто изображают на коне, пронзающим копьем… А вот кого? Вообще-то, змия. Хотя многие полагают, что дракона. Какая разница, спросите? Попытаюсь пояснить. Тут вклиниваются подходы геральдики, причем, навеянные с запада. Мол, дракон – это символ положительный, а змий – вражина. Визуально, представьте себе, их различают по лапкам.
У змия таковых 4, а у дракона, кто бы мог подумать, 2. Но внешне они, конечно, прилично похожи. И русский человек, не склонный различать оттенки серого, смешивает эти два понятия в одно. Для него, что дракон, что змий – нечисть и язычество. А что Георгий Победоносец копьем это все пронзает, так на то он и святой.
Кто помнит притчу о Святом Георгии и зиме, тот знает, что там речь идет о спасение царевны. Убил-де воин зверюгу и выручил красну девицу. Это упрощенная трактовка. Если смотреть шире, то в притче много символизма. Многие полагают, что царевна символизирует собой церковь, а змий – диавола. Так что, деяния Святого Георгия здесь единственно возможные и логичные.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 6 мая 2017 года