Кстати сказать, фраза, вынесенная в заголовок, пожалуй, довольно-таки старая. Обратили внимание, абстрактный моралист обращается к собирательному образу курильщика-мужчины. Стало быть, женщина с цигаркой или трубкой в зубах в ту пору была еще диковинкой. Удивляться тому и не приходится. История табакокурения в России даже, куда дымное зелье попало относительно поздно, если сравнивать с Европой, длинная, извилистая, противоречивая. И все же, большей частью – мужская. Что к чести русских женщин, разумеется.
Сегодня, 31 мая, когда весь мир в едином порыве борется с курением, вспомним некоторые этапы большого табачного российского пути.
Первые курильщики появились в наших краях еще во времена Иоанна Васильевича Грозного. Купцы-англичане, спасибо им, эту напасть привезли. Занятие то было дорогое, дымом дышали люди знатные, состоятельные. Мода случилась, но не массовая.
Первый Романов – Михаил Федорович – забаву эту сильно невзлюбил. За табак стали карать, тюки с листами сжигать, ну и все такое. А уж когда в 1634 году Москва очередной раз полыхнула пожаром, все списали на подпольных курильщиков. Антитабачный закон последовал суровейший, за шалости с трубкой ноздри рвали. Еще и как, с треском! Или казнили даже. Но, представьте себе, смрадный запретный плод оказался так заманчив, что тайком покуривали все равно. Курение стало атрибутом жизни сурового служивого люда, маргинальных персонажей.
Царь Алексей Михайлович Тишайший попытался было упорядочить ситуацию, причем, так, чтобы казне на пользу. Задумал табачную монополию создать. Но тут свое решительное слово сказала церковь. С её точки зрения курение нельзя было ничем оправдать. Бесовское занятие! Однако, надо же, на престоле случился сын Алексея Михайловича Пётр Великий. Ему ниспровергать устоит и вводить модные европейские штучки (а на западе табак был популярен чрезвычайно) было разлюбезным делом. Получился крен в другую сторону. За нежелание вдыхать богомерзкий дым на каких-нибудь ассамблеях, можно было от самодержца и тумаков получить. Табаком стали торговать массово. Заработали на полную мощь две фабрики – в Санкт-Петербурге и Ахтырке, что в Малороссии.
Табак триумфально зашагал по России. Его курили и нюхали все слои населения, от дворян до простолюдинов. У первых были изысканные сорта, у вторых ядреная махорка, а какая по сути-то разница?
Первая мировая война массово вызвала к жизни папиросы. Солдату нужно было курево. А окоп – не место для сигар. Проще надо, дешевле, да побольше. В 1917 году табачное производство, как и многое другое, было национализировано. Объемы сократились. Если помните по фильмам, Гражданская война – великое и тревожное время самокруток. Потом производство выровнялось, включились новые технологии. Страна Советов задымила полной грудью.
Когда началась Великая Отечественная война, табачные фабрики, наравне с главными оборонными предприятиями, эвакуировались на восток. Значение куреву в критический и определяющий для страны час придавалось первейшее. Не сомневаюсь, что вопрос находился на контроле у главного табакокурильщика нашей истории товарища Сталина.
Послевоенные времена табака не изобилуют интересными моментами. Обычные дела. Даже антитабачных мероприятий в перестройку не было, все силы ушли на бесполезную борьбу с пьянством.
А теперь-то, в XXI веке, курят у нас все меньше и меньше, скоро и вовсе поголовно бросят эту пустую забаву, вредную для здоровья к тому же и для кошелька обременительную… Так хотел бы написать я 31 мая во Всемирный день без табака, но не могу. Потому как, обманывать не люблю.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 31 мая 2017 года