Сложная Валгалла бунтаря-фотографа

Конечно, могу ошибаться, но на всю жизненную философию нашего сегодняшнего героя отпечаток наложила его первая серьезная творческая профессия. Ну как творческая… Относительно, конечно. Он обучился ремеслу ретушера фотографий, что в середине XIX века было ново и где-то даже модно. Но самое главное, работа с карточками подводила талантливого молодого человека к понимаю, как точно можно передавать не только внешность человека, но и его внутренний мир.

Потому, когда смотришь на портрет Льва Толстого или Александра III кисти Ивана Крамского, да хотя бы даже на его полотна «Христос в пустыне» или «Незнакомка», не можешь отделаться от ощущения, что это не набор красочных мазков, но фотография. Понятно, какое там фото Иисуса, откуда? Какая она вообще была эта незнакомая женщина? Тем не менее, флер фотографичности присутствует.

8 июня 1837 года (стало быть, 180 лет тому назад) Иван Николаевич родился в Воронежской губернии, а чуть менее, чем через 50 лет, в апреле 1887, умер в Санкт-Петербурге. Короткая, если честно, жизнь, но после себя Крамской оставил гигантское наследие. А еще память о себе, как о бунтаре и поборнике справедливости.

Завершая обучение в Императорской Академии художеств, Иван Крамской возглавил так называемый «Бунт четырнадцати». Количество участников локальных ВУЗовских волнений понятно из названия этого исторического явления. Надо сказать, внезапное вольнодумство студентов заставило понервничать руководство Академии. Это было неслыханно!

Начинающие художники позволили себе дерзко не согласиться с новыми правилами конкурса на большую золотую медаль, которая ежегодно присуждалась лучшему. И давала, между прочим, право на завидный «пенсион» — 6-летнее проживание в Италии, с целью совершенствования своих навыков.

Вице-президент Академии князь Григорий Гагарин вынужден был даже доложить о случившемся императору. Александр II второй дал указания поставить смутьянов под негласный контроль, но не более того. Гуманный был царь.

Прежде, чем пойти на открытый конфликт с академическими властями, группа во главе Крамского дважды писала бумаги о своем несогласии с условиями конкурса. Но их откровенно проигнорировали. Когда князь Гагарин объявил, что соискатели обязаны будут нарисовать «Пир в Валгалле», с фигурой скандинавского языческого бога Одина во главе композиции, Иван Николаевич сообщил в ответ, что все они уходят, просят выдать им дипломы художников, исходя из прежних заслуг. Выпускники раскланялись и были таковы. Князя чуть удар не хватил.

Не то, чтобы художникам Один не нравился или представления древних викингов о разгульной загробной жизни. Обидело невнимание к справедливым требованиям, то, что руководство не поставило их в грош. Обидеть художника может каждый!

Бунтари создали собственную артель, многие из них вполне состоялись как большие и выдающиеся даже мастера. Но Иван Крамской среди них – первый номер.

А один из его художественных проектов, правда, не дошедший до наших дней, вовсе стоит особняком в череде великолепных, классических работ мастера. Ивану Николаевичу довелось расписывать купол Храма Христа Спасителя в Москве. Не в одиночку, понятно, но его кисть была заглавной.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 8 июня 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий