1967 год он ведь почему в советском искусстве, в литературе, да и в прочих сферах человеческой деятельности таким обильным, жирнючим выдался? Так ведь 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции отмечалось. В СССР вообще было принято встречать юбилеи трудовыми свершениями, а уж к такому-то красивому, полувековому прямо-таки полагалось создать что-нибудь из ряда вон выходящее.
А теперь ведь столетие революционных событий 1917 года приближается, стало быть, идет и сплошная череда 50-летий фильмов, книг, проспектов, заводов и фабрик, прочих достижений, которыми рапортовали Родине во время праздничных мероприятий, помянутых в первом абзаце.
В перечнях того, что наворотили наши люди в 1967 году, можно найти множество достойных для обсуждения тем. Но я, скажем, сразу зацепился взглядом за музыкальную комедию «Свадьба в Малиновке». И был бессилен, что-либо с собой поделать. Вот, сижу теперь и пишу. Хотя фильм этот многие знают наизусть и что-то новое сказать о нем почти невозможно. А может и не надо новое? Раз хорошо запомненное нами старое одним своим упоминанием поднимает настроение…
Это был несомненный успех съемочной группы. У «Свадьбы в Малиновке» случилась со зрителями любовь с первого взгляда. За первый прокатный сезон картину посмотрело под 80 миллионов человек. А уж сколько эту истинно народную комедию увидело за 50 следующих лет, небось, никто и не в состояние подсчитать.
Вместе с тем, надо признать, что к серьезному государственному празднику снять легкомысленную оперетту о (на минуточку!) Гражданской войне – это надо было решиться. Еще и получить соответствующие одобрения. Почему оперетта? Так, а в основу фильма она и была уложена, одноименная, образца 1937 года. Между прочим, еще один юбилей.
Но, пойдя на, в принципе, рискованный шаг, кинематографическое начальство не промахнулось. Красноармейцы и сознательные селяне получились милыми, добродушными и, в тоже время, преданными идеалам революции. Враги же смотрелись уморительно нелепыми и обреченными на провал. Что еще раз, причем, толстой линией, подчеркивало: победа Советской власти нокаутом – это есть закономерный итог всего предыдущего развития человеческой цивилизации. И все это с песнями, лихими плясками, афористичными забавными высказываниями персонажей и легкостью восприятия сюжета.
Понятно, что громкий и долгоиграющий успех «Свадьбы в Малиновке» в большой степени был предопределен удачным подбором актеров. Кстати, а кто в этом фильме главные герои? Они вообще есть?
Формально, наверное, да. Скажем, командир красноармейцев Назар Дума (Владимир Самойлов) и его жена Софья (Людмила Алфимова), наверное, в этом качестве годятся. Но на самом-то деле получилось так, что все действие состоит из сплошного фейерверка эмоций, обеспеченного второстепенными персонажами.
Понятно, что знаменитый Попандопуло (Михаил Водяной) – чуть ли не самый запоминающийся типаж «Свадьбы в Малиновке». А в общем-то, роль второго плана.
Гениально выстроены сцены с участием артиллериста Яшки (Михаил Пуговкин), деда Нечипора (Евгений Лебедев) и его жена Горпины Дормидонтовны (Зоя Федорова). Кстати, по идее Нечипор и Гапуся ровесники, а Яшка существенно младше их. На самом деле он и есть младше деда, но всего на 7 лет. Это если говорить о Пуговкине (43 года) и Лебедеве (50 лет). Федорова же на все 10 лет старше своего кинематографического супруга. Вот она волшебная сила экрана!
Собственно, кино – это же искусство красивых условностей. «Свадьба в Малиновке» изобилует историческими несоответствиями. Скажем, атаман Грицько размахивает пистолетом, который в ту пору еще не был выпущен. Яшка разучивает с Горпиной Дормидонтовной танец «в ту степь», а «two-step» к моменту, показанному в ленте, изобрести не успели. Назар Дума одет в советскую гимнастерку 40-х годов. Ну и что? Разве это сделало фильм хуже? Это же не документальное кино, а веселая импровизация, хотя и по мотивам отечественной истории.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 1 июля 2017 года