В истории моей семьи поселок шахты 8-8-бис, что в Макеевке — особенное место. С ним связаны многие важные, чудесные и трагические тоже моменты… Я этот поселок всегда считал своей малой Родиной. Хотя и родился в Кировском районе Донецка, но на «восьмой» прошли лучшие дни моего и так замечательного детства. Здесь жили мои дедушка и бабушка — Василий Филофеевич и Екатерина Ивановна, здесь моя мама родилась — Лариса Васильевна… По отцовской линии предки тут тоже некоторое время жили, просто деда Василия Ивановича Родина гоняла по всей карте СССР. А вот на шахте 8-8 его жизненный путь завершился, погиб дед до обидного рано… А мой отце Леонид Васильевич тут встретился с моей мамой… Я к тому говорю, что поселок нашей шахты вплотную граничит с Григорьевкой, о которой ниже идет рассказ. И церковь эта мне прекрасно знакома, в детстве пацанвой мы носились вокруг нее на велосипедах, любуюсь красотой храма и испытывая сложные чувства от того, что ходить туда не приветствуется. Времена такие были, с атеизмом в моде. В Свято-Николаевскую церковь стал я заглядывать в уже относительно сознательном возрасте, когда до меня стало доходить, как важно обратиться к Богу… Толя Жаров замечательный материал собрал о храме моего детства. Читал с интересом, и вам рекомендую от всей души.
Руслан Мармазов
Свято-Николаевская церковь поселка Григорьевка в городе Макеевке
Фактически на границе с Донецком, на земле старинного поселка Григорьевка, основанного еще во времена императрицы Екатерины II отважным донским казачьим генералом Дмитрием Иловайским, есть храм Божий. История Свято-Николаевской православной церкви никогда не была легкой и парадной, в ней есть много трагических страниц. Несмотря на это, храм стал намоленным местом для многих поколений верующих, которые идут сюда за благословением, советом и утешением
По просьбе крестьян поселка Григорьевского
История создания православного храма здесь началась во времена «угольного» бума в Донецком каменноугольном бассейне. Это произошло в конце 19-го века, а недра земли крестьян поселка Григорьевка Макеевской волости Таганрогского округа Области Войска Донского содержали в себе большие запасы «черного золота». Из старых справочников известно, что часть земли для добычи угля местные крестьяне сдали в аренду полковнику Рыковскому и Русско-Донецкому обществу каменноугольной и заводской промышленности. Именно в эти годы у крестьянского общества и появилась мысль о строительстве на этом месте православного храма.
В фондах Донской публичной библиотеки удалось обнаружить первое упоминание об этом. В ежедневной газете «Приазовский край» за понедельник, 1 декабря 1897 года, появилась маленькая информация: «Жителями поселка Григорьевского, Макеевской волости, возбуждено ходатайство о разрешении им постройки церкви в их поселке». Так началась история православной церкви Святого Николая Чудотворца (престол 9 мая) в Григорьевском поселке. В своей книге «Храмы Донской и Новочеркасской епархии. Конец XVII века-1920 год» ростовский историк Алла Шадрина объяснила ту заметку в «Приазовском крае»:
«17 июля 1897 года уполномоченный обществом крестьян поселка Григорьевского, горный инженер, надворный советник Федор Яковлевич Абрамов обратился в Донскую духовную консисторию с ходатайством о разрешении на строительство церкви. Разрешение Областного правления Войска Донского было дано 11 января 1898 года, а 21 января 1898 года прекращено Донской духовной консисторией, «так как у жителей того поселка средств на постройку храма нет и они заявили, что не в силах будут давать причту ежегодное пособие в 600 рублей и построить для него и школы помещения…». С 1897 по 1903 год крестьяне, не отказавшись от мысли о постройке храма, проводили земельные операции, цель которых заключалась в обеспечении землей будущей церкви. 12 августа 1903 года Строительным отделением Областного правления Войска Донского был рассмотрен и утвержден проект каменной церкви. Вероятно, его автором был архитектор В.Куликов (Василий Николаевич – Прим. автора статьи)…», — написано в справочнике.
Из другой справочной литературы удалось выяснить, что горный инженер Федор Абрамов (1854-?) — выпускник 1881 года по второму разряду Горного института в Санкт-Петербурге. Сын сотника области Войска Донского; на военной службе в Донском казачьем полку (1881), прикомандирован к Управлению горной и соляной частями области Войска Донского (1882), исполняющий делами правителя канцелярии управляющего (1886), младший горный инженер (1888). В 1892 году этот горный инженер был в заграничной командировке во Франции, Бельгии и Англии для изучения работ в рудниках, содержащих гремучий газ. До начала ХХ века был в правлении Русско-Донецкого общества каменноугольной и заводской промышленности . Известно также, что Федор Абрамов женился на бельгийской поданной Леони (урожденная Маркэ). В их браке у них было трое детей: Дмитрий 1893, Вера 1897, Надежда 1899 г.р. Горный инженер Федор Абрамов был награжден несколькими орденами Российской империи. Таковы некоторые странички биографии человека, который первым написал ходатайство об открытии православного храма в Григорьевском поселке.
На средства прихожан
Церковь построена в 1906 году на средства прихожан поселка Григорьевского. Освящена 28 декабря того же года. «Храм, как по внешней, так и внутренней своей отделке прекрасен, и храмоздатели сего храма заслуживают похвалы, как не пожалевшие средств на создание такого величественного храма Божия», — сообщал в своем отзыве благочинный Амвросиевского благочиния священник Василий Иеремиев. Церковь кирпичная, с такой же колокольней, «имеет один купол…четыре главы малых без куполов…имеет амосовское отопление». Однопрестольная.
Также подтверждением этой информации служит памятная металлическая табличка. История вновь ее обретения удивительная. В конце 2004 года,рабочие металлургического завода города Мариуполя обнаружили в металлоломе латунную пластину, на которой были выбиты фамилии создателей и благодетелей церкви. Пластину передали в Донецкую Епархию, а оттуда – настоятелю храму отцу Димитрию Черному. На той пластине выбиты следующие слова:
«Храм сей был заложен во имя Святителя Николая Чудотворца в лето от рождества Христова 1903, и окончен в 1906, октября месяца в Царствование Государя-Императора Николая Александровича II, Самодержца Всероссийском при архиепископе Афанасии Донском и Новочеркасском по плану архитектора В.Н. Куликова и на средства граждан села Григорьевка. Ходатаями и попечителями при постройке Церкви были крестьяне Яков Шкурат, учитель Косма Колесников, Трофим Вельбенко, Емельян Рыкало, Иван Безруков, староста Евфим Максименко, Андрей Яковенко, Сидор Бурак, Иван Бурак, Феодор Гладкий, Яков Вельбенко, Митрофан Гладкий, Дионисий Лихота, Николай Лебедев».
В официальном отделе «Донских епархиальных ведомостях» №4 от 1 февраля 1907 года было сообщено, что «Указом Святейшего Синода от 15 января 1907 года за №471 при Успенской церкви слободы Макеевки, Амвросиевского благочиния, закрыты третья священническая и третья псаломщическая вакансии и открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика при Николаевской церкви поселка Григорьевского, того же благочиния, с тем, что содержание сего причта относилось на изысканные местные средства». На 1911 год церкви принадлежали: каменный дом для церковного караула; два причтовых дома.
Действовала церковь и в первые годы советской власти, после завершения Гражданской войны. Договор религиозной общины со Сталинским окружисполкомом был подписан 7 мая 1924 года, а Устав был зарегистрирован 24 декабря того же года. В Госархиве Донецкой Народной Республики в документах отдела религиозных культов админотдела Сталинского окружисполкома сохранилась опись имущества Николаевской церкви поселка Григорьевка Макеевского района за1928 год. В ней, в частности, записано, что на кирпичном здании храма было 7 позолоченных крестов с одним куполом стоимостью в 80 тысяч рублей. Также речь шла и о 6 колоколах разного веса всего в 166 пудов (самый большой в 75 пудов, а самый меньший – в 1 пуд 23 фунта) общей стоимостью в 4 тысячи рублей. В списке верующих числились 177 мужчин, 159 женщин. По старым справочникам удалось установить имена и первых священнослужителей этого православного храма.
Первые священнослужители Николаевской церкви
В «Донских епархиальных ведомостях» №5 от 11 февраля 1907 года в официальном отделе сообщается информация о переменах по службе священно-церковнослужителей Донской епархии. «… перемещены: дьякон на псаломщической вакансии Успенской церкви слободы Макеевки, Амвросиевского благочиния, Василий Гречкин (1878 г.р. – Прим. автора), — на псаломщическое место к Николаевской церкви поселка Григорьевского, того же благочиния, 7 февраля 1907 года. Определены: заштатный священник Троицкой церкви Гниловской станицы, Аксакайского благочиния, Иоанн Минервин, — на священническое место к Николаевской церкви поселка Григорьевского, Амвросиевского благочиния, 7 февраля 1907 года.
Правда, в следующем номере тех же «Донских епархиальных ведомостей» было сообщено о том, что Иоанн Минервин с 14 февраля 1907 года по прошению был уволен за штат. А священник Вознесенской церкви слободы Новопавловки, Амвросиевского благочиния, Терентий Гурьев (18.06.1861 г.р.), — был перемещен к Николаевской церкви поселка Григорьевского, того же благочиния, 14 февраля 1907 года. Но все же, последний был оставлен на прежнем месте службы по решению руководства Донской епархии 22 февраля 1907 года. А священник Иоанн Минервин стал служить в Николаевской церкви поселка Григорьевского с 22 февраля 1907 года. Об этом было сообщено в «Донских епархиальных ведомостях» №7 от 1 марта 1907 года. Там же есть информация о том, что именно, тогда было образовано Макеевское благочиние, в состав коего вошли церкви из Амвросиевского благочиния: слобод Орлово-Ольховой, Кутейниковой, Харцызской, Макеевки, Зуевки; поселков: Нижне-Ханжонковского, Дмитриевского, Калиновского, Грузско-Ломовского, станции Харцызской и рудников Екатерининского общества, Богодуховского, Франко-Русского общества, Берестово-Богодуховского и поселка Григорьевского.
Судьба первого священника Николаевской церкви поселка Григорьевского
Автор статьи попытался узнать судьбу священника Иоанна Минервина. И вот, что из этого получилось в итоге.
«Донские епархиальные ведомости» №1 от 1 января 1909 года в официальном отделе сообщили, что утверждены в должности законоучителей, в том числе и священник поселка Григорьевского, Макеевского благочиния, Иоанн Минервин в Александровско-Горское рудничное народное училище с 20 декабря 1908 года.
В Госархиве ДНР сохранилась регистрационная карточка под №23, которую подписал самолично священник Иван Иванович Минервин в сентябре 1925 года. Из нее мы узнаем его биографические данные: 1874 года рождения, великоросс, потомственный почетный гражданин, воспитанник духовной семинарии, отец — священник, на тот момент родителей уже не было в живых. Священник церкви поселка Григорьевка сообщал, что имущества своего не имеет, не принадлежал и не принадлежит ни к какой политической партии, подсобного хозяйства тоже нет, получает от религиозной общины вознаграждение в 35 рублей в месяц. В духовный сан Иоанн Минервин был посвящен 21 ноября 1895 года Донским архиепископом Афанасием сначала в дьяконы, а потом — 10 марта 1896 года в священники. С ноября 1895 года по март 1904 год служил в Рождество-Богородицкой церкви хутора Крутинского Области Войска Донского, по 22 февраля 1907 года служит в Троицкой церкви Гниловской станицы, а затем — в Николаевской церкви поселка Григорьевка. В официальном документе записано, что священник богослужения проводит на славянском языке. Была в учетной карточке на священника Ивана Минервина и информация о составе его семьи: жена 48 лет, дети — 28, 23, 22, 19 и 18 лет.
К сожалению, его судьба сложилась трагически. Это удалось узнать его внучке в Управлении ФСБ России по Томской области. В материалах уголовного дела П-11160 сообщалось, что Иван Минервин — священник РПЦ; заключенный ИТК-2 в городе Томске. Родился 1 февраля 1874 года в слободе Михайловка Царицынской губернии в священнической семье. В 1936 году был арестован и осужден на 4 года лишения свободы. Срок заключения отбывал в ИТК-2 города Томска. Вторично арестован 15 декабря 1937 года. Решением тройки УНКВД по Новосибирской области от 25 декабря 1937 года приговорен к ВМН, расстрелян 4 января 1938 года. Реабилитирован 6 июня 1989 года.
Его обвинили в том, что он «член контрреволюционной организации «Союз Спасения России», действовавшей по заданию зарубежной белогвардейской организации «Российский общевоинский союз». Из материалов дела:«Членами к/р организации «Союз Спасения России» являлись все священнослужители Томской области и все священнослужители, отбывающие разные сроки в Томских тюрьмах за контрреволюционную деятельность». Вот такая судьба!
А эта история получила свое продолжение. Удалось связаться с потомками первого священника Николаевской церкви поселка Григорьевка Макеевки. Как оказалась, внучка Ивана Минервина – Нелли, проживает сегодня под Парижем – в Ле-Бурже. Она родилась в Баку – отец был врачом-невропатологом, а мама, одна из дочерей Ивана Минервина – София, ранее училась в горном институте. Нелли закончила Бакинскую консерваторию и уехала в Москву, где занималась педагогической деятельностью. Здесь вышла замуж за одного из самых лучших учеников легендарного Мстислава Ростроповича – виолончелиста Марка Дробинского. В 1974 году они эмигрировали из Советского Союза, несколько лет жили в Бельгии, а с 1979 года – проживают во Франции. Внучка священника Ивана Минервина сейчас на пенсии, а до 2002 года преподавала в консерватории в Бордо. Марк Дробинский, являясь сегодня одним из самых известных виолончелистов мира, активно гастролирует с концертами по всему миру, в том числе и по многим городам России. Для них информации о служении их предка в православном храме в Донбассе оказалась полной неожиданностью.
Священнослужители Николаевской церкви в 1928 году
По архивным документам известно, что на 1928 год в Николаевской церкви поселка Григорьевка служили уже другие священнослужители: священник Иван Михайлович Калина, 32 лет и псаломщик Павел Антонович Орловский, 24 лет. О них практически информации не сохранилось. Лишь удалось узнать некоторые подробности дальнейшей судьбы псаломщика. В списке новомучеников, пострадавших во время гонения на Русскую православную церковь в ХХ веке значится, что сын урядника, а потом священника – на март 1931 года регент церковного хора в городе Сталино, лишенный избирательных прав. За тайные богослужения был арестован сотрудниками ОГПУ вместе с отцом. Ему было выдвинуто обвинение как «члену Сталинской контрреволюционной группы Харьковского филиала контрреволюционной монархической организации «ИПЦ», проводившей антисоветскую агитацию против мероприятий Советской власти, проводившихся на селе». Виновным себя не признал. 14 декабря 1931 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ Павел Орловский был приговорен к 3 годам концлагерей и отправлен в лагерь. Дальнейшая судьба этого священника неизвестна.
Возрождение храма
Достоверные сведения о том, когда советская власть закрыла этот храм, — пока не найдены в архивах. Известно, что здание церкви было отдано под клуб, а колокольня была разрушена. В официальных документах 70-х годов прошлого века адрес возрожденной Свято-Николаевской церкви таковым и значится – улица Клубная, 5. По рассказам старожилов поселка, храм снова начал действовать во время Великой Отечественной войны и священником в нем был отец Гавриил.
После окончания войны Уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР 25 мая 1946 года было официально зарегистрировано религиозное общество православного прихода Свято-Николаевской церкви в Червоногвардейском районе города Макеевки. Здание церкви занимало 204,7 кв. м и его оценивали в 70-80-е годы в 37 тысяч 875 советских рублей. И возрождение храма во многом связано с его двумя настоятелями.
Игумен Иоасаф (Григорий Степанович Борисенко) В анкете священника и регистрационной карточке священнослужителя, начатой 27 июля 1949 года, записана его биография. В ней указано, что Борисенко Григорий Степанович родился 30 ноября 1895 года в селе Егоровке, Керменчинского района Донецкой области, украинец, образование — среднее (окончил двухклассное училище Министерства народного просвещения и церковно-приходское училище).
Очень интересны ее вехи до начала его служения в церкви. Судите сами. С 1912 по 1915 годы работал по найму у частников, потом по 1918 год служба рядовым в царской армии. Затем по 1919-й год — секретарь волисполкома Старомлыновского района. Далее Григорий Степанович учился на курсах бухгалтеров в Мариуполе. И вся дальнейшея его трудовая биография была связана с этой профессией.
С 1920 по 1932 год в главной конторе Сталинского металлургического завода работал ответственным исполнителем. Следующие три года был работником областного планово-экономического отдела. С 1935 по 1936 годы — главный бухгалтер в облавтодоре, с 1936 по 1939 годы — главный бухгалтер Комитета физкультуры. Потом немного поработал нештатным инспектором отдела смет. С апреля 1940 года и до октября 1941 года был заместителем начальника финотдела Сталинского метзавода. После освобождения города от фашистов Красной Армией в 1943 году поработал по своей специальности в одном из областных управлений. С 1946 по 1947 годы — главный бухгалтер областного совета общества «Динамо».
В регистрационном деле Григория Борисенко отмечено, что во время оккупации Сталино фашистами он находился в городе и работал в церкви (есть запись, что был и хористом в церковном хоре). С 1945 года дьякон в церкви города Жданова, а затем в Николаевской церкви на Ларинке в городе Сталино. В священники был посвящен в 1950 году, а с 3 апреля 1954 года начал свое служение в Николаевской церкви поселка Александро-Григорьевка в Макеевке. В Госархиве ДНР сохранилась его характеристика: «Протоиерей Григорий Степанович Борисенко с усердием и вниманием относится к своим пастырским обязанностям, преисполнен духовного опыта и житейской мудрости. Благоговестно совершает богослужения и хорошо проповедует Слово Божие. В приходе пользуется уважением и любовью. Более чем двадцатилетнее служение на одном приходе является свидетельством его добропастырства. Имеет здоровые патриотические настроения».
Согласно решения Управляющего Ворошиловградско-Донецкой епархии, митрополита Одесского и Херсонского Сергия настоятель Свято-Николаевской церкви поселка Александро-Григорьевки в Макеевке освобожден от служения до полного выздоровления с 17 ноября 1978 года. По рассказам прихожан, батюшка ушел из жизни во время богослужения. На словах «…весь живот наш Богу предадим», игумен Иоасаф медленно осел и упал. Храм ахнул…
Знаменитый певческий хор
И все-таки, наверное, совсем неслучайно, что внучка первого священника Свято-Николаевской церкви стала профессиональным музыкантом и вышла замуж за одного из лучших виолончелистов мира. Видно, здесь атмосфера особая. И подтверждением этого является история знаменитого певческого хора этого храма. Добрая молва о нем распространилась далеко за пределы города Макеевки.
Несколько лет регентом хора был отец известной советской артистки, композитора, лауреата Государственной премии СССР, народной артистки РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Людмилы Лядовой, ныне проживающей в Москве, – Алексей Иванович Лядов. Он был профессиональным музыкантом – солистом Свердловской областной филармонии. В Макеевку попал уже в 60-70-е годы прошлого столетия, женившись на нашей землячке.
О том, каким был Алексей Лядов регентом хора Свято-Николаевской церкви поселка Григорьевки, поделился воспоминаниями ныне архиепископ Макеевский, викарий Донецкой епархии Варнава. «Алексея Ивановича Лядова я считаю своим первым учителем в области хорового церковного пения. Высокомузыкальный, высокообразованный был человек! Он был всесторонне музыкален, что ему и не надо было петь: он мог говорить, декламировать. Отлично знал теорию музыки. Играл практически на всех музыкальных инструментах – на фортепиано, кларнете, саксофоне. Во время своих гастролей по всему Советскому Союзу везде интересовался церковной музыкой. В церковный хор он пришел уже в пенсионном возрасте. Человеком он был светским, хотя, впоследствии, приблизился к Церкви. Я сильно удивлялся тому, как он, человек светский, чувствует церковную музыку, все ее оттенки. Этому я научился именно от Алексея Ивановича!», — рассказал он.
Владыка Варнава вспомнил, что в доме у Алексея Лядова была собрана большая библиотека. И он радовался успехам своей дочери, часто показывая афиши или газетные заметки о ее песнях или выступлениях.
Кстати, сама Людмила Лядова тоже бывала в донецком крае на гастролях несколько раз. В частности, в 1958 году 7-8-9 апреля в концертном зале Донецкой филармонии состоялись ее авторские концерты.
Отец Димитрий Черный
После священника Григория Борисенко настоятелем Свято-Николаевской церкви в Григорьевке стал протоиерей Димитрий Черный. Он служил здесь почти 23 года.
По информации сайта Донецкой епархии «Донбасс православный», Дмитрий Александрович Черный родился 13 октября 1927 года в селе Дворец Изяславского района Хмельницкой области. Ребенком пережил ужас голода и раскулачивания. В 1943 году был угнан в Германию. Работал сутками, недоедал, переносил побои и унижения.
С приходом наших войск был освобожден, вернулся на родину. В 1947 году женился. Когда Дмитрию было 23 года, он решил стать священником. У диакона, жившего в их селе, Дмитрий взял необходимые для поступления в духовную семинарию книги и стал готовиться к экзаменам. Сдал экзамен и был зачислен сразу во второй класс Луцкой духовной семинарии. 15 февраля 1951 года был рукоположен в священники. Затем поступил в Ленинградскую духовную академию. По состоянию здоровья был переведен в Московскую духовную академию, расположенную на территории Сергиево-Троицкой Лавры. Обучаясь в академии, по благословению Патриарха Московского Алексия I, служил на Иерусалимском подворье, в храме Воскресения Христова, что в Арбатском переулке. Затем 48 лет пришлись на служение в Донецкой области. Авдеевка, Соледар, Димитров, Рутченково, Артемовск, Волноваха, Сватово, Александровка, Андреевка Снежнянского района, Докучаевск. Множество испытаний выпало на долю отца Димитрия.
В 1987 году он получил благословение на службу в Свято-Николаевском храме поселка Григорьевка города Макеевки. 23 года службы в храме — и все эти годы его благоустройство. При его активном участии в церкви возвели колокольню, поставили пять куполов, покрыли крышу оцинкованным железом, поставили кованную ограду с кирпичными столбами, с аркой над святыми вратами. Расширили территорию церковного двора, заложили фруктовый сад. Когда закончили наружные работы, перешли к внутренним. Полы выложили кафельной плиткой, старые деревянные окна заменили на пластиковые, позолотили иконостас, обновили иконы и стенную роспись. В честь 2000-летия Рождества Христова установили гранитный памятный Крест, выложили двор тротуарной плиткой, перекрыли крышу на этот раз медью, купола — булатом. Кресты тоже сменили на булатные. Батюшку очень любили прихожане. Скончался отец Димитрий 3 марта 2011 года.
В годы тяжких испытаний
2014-й год круто поменял жизнь практически всех жителей Донбасса. На донецкую землю пришла война. И тот же Червоногвардейский район города Макеевки стал прифронтовым. Прихожанам Свято-Николаевского храма поселка Григорьевка пришлось на себе испытать все ужасы этих кошмарных обстрелов ВСУ. Десятки «градин» падали и в непосредственной близости от церкви. В том же, 2014 году, вблизи храма погиб житель поселка, а его дочь получила множественные ранения и выжила, благодаря помощи знаменитой Доктора Лизы, которая сумела переправить девочку на лечение к лучшим специалистам в Москву. Осколки снарядов попадали в колокол на колокольне. Но при всем этом храм продолжал действовать.
«Мы ни на один день не прекращали богослужения. Бывает, слышишь, как рядом канонада, а служба продолжается», — рассказал нынешний настоятель Свято-Николаевского храма поселка Григорьевка протоиерей отец Сергий. Он сообщил, что при церкви продолжает работу воскресная школа, поют в знаменитом певческом хоре. В храме стараются поддержать духовно жителей поселка в столь непростое время. «Наши люди приходят в храм и молятся о мире в Донбассе, спокойствии и благополучии», — отметил отец Сергий.
Материал Анатолия Жарова опубликован сайтом «Все о ДНР» 28 января 2018 года
Фото Надежды Чичеровой