Он прилично отличался от Царь-пушки и Царь-колокола. Как минимум, тем, что не просто обладал гигантским дарованием, но еще и функционировал. Правда талант был послан персонажу очень специфический. По сути, это был гениальный жулик, аферист и пройдоха. Такого масштаба, что вполне вписывался в перечень самых знаменитых проходимцев всех времен и народов.
В этом году исполняется 400 лет со дня рождения натурального Царь-жулика Тимохи Анкудинова. А может и не исполняется… Точно неизвестно, когда он родился. Но большинство исследователей этого удивительного криминального таланта склоняются к 1617 году. Впрочем, это детали. Зато точно известно место рождения – Вологда.
Тимофей Анкудинов буквально сызмальства удивлял всех незаурядным умом, хитростью и изворотливостью. Папенька будущего антигероя своего времени, конечно, полагал, что способности отпрыска станут пользу приносить. Отдал его в учение. Науки Анкудинову-младшему, надо сказать, пригодились.
Достаточно быстро он сделал приличную карьеру в Москве, служил в разных приказах, выгодно женился… Мог бы из него получиться вполне пристойный деятель своего времени, может даже и государственный человек. Но неумная жажда приключений, тяга к авантюрам и плещущая через край энергия сыграли свою роль.
Временами Анкудинов пускался во вся тяжкие: пил, кутил, валандался со срамными девками, благоволил к азартным играм, причем, и на казенные деньги тоже. И вот в какой-то момент он прошел точку невозврата. Сжег дом, между прочим, вместе со своей женой, и рука не дрогнула. Собственно, полыхнула целая улица, посчитали, что и Тимошка сгорел, а тот прикарманил казну и был таков. Злодей и душегуб, в общем. Но он исхитрился взлететь на качественно новый уровень криминальной специализации.
Без малого десяток лет аферист колесил по Европе, выдавая себя за знатного русского вельможу. Сводил дружбу с влиятельными особами, и коронованными тоже. Будучи невероятно коммуникабельным и артистичным, обладая гибким умом и всеподавляющей беспринципностью, Анкудинов оброс связями, получил доступ к финансовым потокам и, собственно говоря, жил в свое удовольствие и в своем грешном стиле.
Беспроигрышной оказалась придуманная и доведенная им до совершенства легенда о том, что он, Тимошка, в смысле – сын царя Василия Шуйского. Наглая бредовость концепции, надо же, прекрасно работала. Самозванец направо и налево обещал территории якобы его законного царства, но как только доберется до трона. И его инвестировали.
Тимохе удалось войти в доверие к таким разным историческим персонажам, как турецкий султан и Папа Римский, скандинавские монархи и гетман Богдан Хмельницкий. Ничего святого у афериста, понятно, не было. Причем, в самом буквальном смысле. Когда понадобилось для очередных авантюр, он и ислам принял, и иудаизм. Да-да, вплоть до обрезания. А еще, представьте себе, этот тип писал стихи на злобу дня. Являлся, по сути, одним из первых русских поэтов.
Впрочем, талант рифмоплета никак не зачелся Анкудинову. Вести о его европейских похождениях докатились до Москвы. Самозванца изловили, доставили ко двору царя Алексея Михайловича. Заплечных дел мастера свое дело знали туго. Виртуозного жулика, святотатца, убийцу и самозванца четвертовали. Чтобы другим неповадно было.
Материал опубликован сайтом «СЖС» 30 июня 2017 года