Листать старые газеты – это, конечно, развлечение, что называется, на любителя. Подшивки громоздки. Пыль веков щекочет слизистую оболочку носа и вызывает отчаянное желание откашляться и выйти на свежий воздух… Но обаятельная верстка, наивные заголовки, внезапные для современного человека повороты сюжетов заметок стоят того, чтобы листать пожелтевшие страницы где-нибудь во глубине библиотечных или архивных руд.
Скажем, я обожаю отечественные издания начала ХХ века. Они милы и бесхитростны. Даже, когда отражают события драматические. Трагические даже. А уж их сто с лишним лет тому назад хватало с избытком.
Вот, например, «Русское слово» в августе 1906 года взбодрило читательские умы сообщением о том, что в Бахмуте (уездный центр Екатеринославкой губернии, Юг России – прим. авт.) возникла опасность еврейских погромов. А все потому, что по городу усердно поползли слухи, мол, некая фирма «Абрамович» отправила три вагона отличных теплых полушубков в помощь армии Японии.
А в ту пору, если помните из курса школьной истории, шла русско-японская война. И события развивались не в нашу пользу. Народ был нервно наэлектризован. Довольно было искры, чтобы вспыхнули беспорядки. Понятно, что тулупы из Бахмута на Дальний Восток врагу никто не отправлял. Но невероятность слуха никак не гарантировала безопасности.
«Оказалось это, понятно, сущим вздором», — успокаивал публику журналист «Русского слова», — Виновные в дальнейшем распространении означенных слухов будут привлекаться к ответственности». Удалось ли? Неизвестно!
Вот иной сюжет, уже из времен другой войны, Первой мировой. Трудоспособные мужчины из русских губерний отправлялись на фронт, но на производстве, в шахтах, у плавильных печей их же должен был кто-то заменить. Предпринимались целые операции, причем, масштабные, для поставки рабочих рук.
Сообщение от сентября 1914 года, опубликованного газетой «Приднепровский край». Оказывается, в ту пору активно шло переселение рабочих из польских земель в Донбасс.
«Прибыло из Царства Польского в Донецкий бассейн уже свыше 29 тысяч человек рабочих и членов их семейств», — приводили свои данные корреспонденты «Приднепровского края».
Или, допустим, вот материал по схожей проблематике, но с иной национальной окраской. Весной 1915 года «Русское слово» публиковало заметку, мол, Съезд горнопромышленников Юга России получил разрешение, и теперь будет привлекать для работы на копях и заводах Донбасса китайцев. Осталось только определиться с условиями найма и наладить каналы доставки.
А уж что газеты любили делать во все времена, так это вести переписку с читателями. Целые отделы над этим трудились. Но, понятно, для каждой эпохи были характерны свои актуальные темы для вопросов и ответов.
«Трудовая копейка» в августе 1915 года бралась за глобальные проблемы. И не без изящества проясняла любознательным читателям многие вещи. Вот несколько образцов:
— Сифилитику. Боже вас сохрани уклоняться от лечения предписанного вам врачами. Йод и ртуть здесь самые действительные средства. Если бы было нужно, то, не смотря ни на что, поезжайте в соседнее местечко или город – если не хотите срамиться у местного – и там покажитесь чужому, но обязательно врачу. Что делать, вам приходится страдать. Но, ведь вы можете быть в ваших страданиях и не так виноваты, и не так одиноки.
— А.Серебря-ву. О какой болезни вы говорите? Устроиться в какой-нибудь футбольной команде всегда возможно. Если бы это было нельзя, тогда научитесь ездить на велосипеде, грести на лодке, кататься на коньках и т.д.
— Читательнице. Радикального средства для удаления волос нет.
Материал опубликован сайтом «СЖС» 26 июля 2017 года